Под культурой Я. понимает мир жизненных форм — институтов, представлений, верований, связанных с общностью происхождения, языка и судьбы. Создателем культуры стал человек, поскольку его предки оказались способны на прорыв в сферу осознанных актов и творений духа. Причины воплощения культуры через человека заключаются в изначально заложенной в предчеловеке открытости всем своим возможностям, что свидетельствует о небывалом предназначении человека». ( А. Шабага; цит. по: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 2. СПб, 1998. С. 426-427.) «Проблемы роли искусства, эстетической деятельности, духовного творчества вообще мыслятся Я. неотделимыми от проблем существования человека в мире и того, как оно постигается, переживается человеком. Я. начал свою деятельность как психолог. Его исследования психологии художественного и других видов творчества (в том числе в психопатологическом аспекте), а также особенностей личности творцов ... послужили важной вехой на пути становления Я. как философа экзистенциалистского плана, подведя его к философской проблематике «психологии мировоззрений» (понимаемых как выражение различных психологических типов личности), а затем и к анализу «духовной ситуации эпохи». Его исходным идеалом был гуманизм, каким он сформировался в эпоху Просвещения, а представление о культурной широте, отождествляемой с широтой разума, ассоциировалось с именем Гёте. Однако углубление в духовные процессы современной ему кризисной эпохи убедило его в том, что традиционная оптимистическо-рационалистическая культура не в состоянии дать ответы на коренные вопросы человеческого бытия. Последние требо- 553 вали не систематизированного научного анализа с
использованием рационально-рассудочных средств, а «экзистенциального
высветления» («прояснения»). Человеческая самость (экзистенция,
необъективируемая свободная воля человека), по мнению Я., с особой силой
проявляется в пограничных ситуациях (смерти, страдания, вины и т. п.). Она
имеет смысл лишь тогда, когда соотносит себя с другим (в акте коммуникации —
глубоко личностного, интимного общения) и с трансценденцией (выходя, прежде
всего в акте философской веры, к некоему «абсолютному пределу» бытия и
мышления). Экзистенция обращается к трансценденции (трансцендирует) с помощью
шифров, творимых и принимаемых ею. С опредмечиванием шифров, приданием им
предметно-образного характера и превращением в символы связаны, по Я., такие
виды духовного творчества, как религия и искусство. Относя искусство, в отличие
от науки, к иррациональной деятельности, он вместе с тем наделяет его свойством
«нерациональной всеобщности», имея в виду общезначимость его образов. При всем
различии между философией (философской верой) и религиозным, художественным
творчеством они, наряду с экзистенциальной коммуникацией, считает Я.,
способствуют «прорыву» объективированного мира, выходу человека за пределы
своего замкнутого, эгоистического «я». Однако в современную эпоху (Я. называет
это время агероическим) такому «прорыву», осознанию «последних вопросов бытия»
препятствуют погруженность человека вовне, в анонимность, обезличенность его
существования, его «омассовление». Отсюда так важна, с точки зрения Я.,
проблема «осевого времени» истории. Таковым он считает несколько веков 1-го
тысячелетия до н. э., когда происходит демифологизация сознания, формируются мировые
религии (или закладываются предпосылки для их формирования), возникает
философия, развивается искусство (прежде всего греческая трагедия), благодаря
которым человек освобождается от непосредственного отношения к миру, начинает
осознавать свою конечность, хрупкость своего существования и вместе с тем
обретает образы и идеи, помогающие ему «продолжать жить». В обращении к
«осевому времени», к этим истокам духовной общности Востока и Запада Я.
усматривает важное средство достижения общечеловеческой коммуникации, несмотря
на различие культур». ( Эстетика. Словарь. М., 1989.
С.
434-435.) |