ПОСТ-культурой названо
то подобие
(симулякр) Культуре, которое интенсивно
вытесняет Культуру в современной цивилизации (особенно активно, начиная с
середины 20 столетия) и которое отличается от Культуры своей сущностью. Точнее,
отсутствием таковой. ПОСТ-культура — это будто-культурная деятельность (включая
ее результаты) людей, сознательно отказавшихся от Духа и, что трагичнее,
оставленных Духом. Это «культура» с пустым центром, оболочка
культуры, под которой — пустота. Естественно, в свете современной физики и философских
теорий, использующих опыт восточных культур древности, уже вряд ли было бы
правомерным считать пустоту негативной
категорией. К примеру, М.Фуко понимает под пустотой лишь то «развертывание
пространства, где, наконец, снова можно мыслить». Так что в широком смысле пустота — некое потенциальное
пространство, открытое для заполнения чем-то, или явления чего-то, что
еще не актуализовалось в данном измерении. Однако в настоящий момент бытия это—
нейтральное молчание, ничто, вокруг которого клубится нечто в ожидании будущей
актуализации центра. Используя язык синергетики, ПОСТ-культура — это та
«нелинейная среда» культуры, возникшая в момент глобальной цивилизационной бифуркации,
в которой «варится» бесчисленное множество виртуальных структур будущего
становления и которая с позиции любой уже ставшей структуры представляется
неким уплотненным потенциальным хаосом, или полем бесконечных возможностей. 556 Истончение духовных оснований Культуры и нарастание вала духовно и нравственно не управляемого потока/потопа НТП (здесь мы мысленно везде держим слово «прогресс» в кавычках, ибо прогрессивность его на сегодня достаточно относительна) достигли к концу XX в. некоего критического состояния, чреватого пугающим взрывом. Особенно ясно на это указывают процессы, свершившиеся в последнее столетие в художественно-эстетической культуре, в художественном мышлении и практике, в искусстве, которое всегда являлось наиболее чутким барометром и сейсмографом Культуры. Сегодня этот прибор зашкаливает по всем параметрам, а это — серьезный сигнал... Если символо-сигналы Гольбейна и Грюневальда так прочитываются только сегодня, а в свое время они вроде бы только довели до логического (на художественном уровне) завершения традиционную для западного средневекового (особенно немецкого) искусства тему «Страдающего Христа», то в XX в. все по-иному. Джойс и Берроуз в литературе, Штокхаузен и Кейдж в музыке, Бойс и Кунеллис в визуальных искусствах, а с ними и легионы «продвинутых» ПОСТ-арт-истов во всех видах искусства подвели жирную черту под всем традиционным искусством последних нескольких тысячелетий; под Культурой в целом, мощно возвещая о чем-то, что еще только вызревает в глубинах цивилизационного процесса, или — о конце всего. Художественная культура XX в. — это экспрессивный Художественный Апокалипсис Культуры. |