|
Предыдущая Следующая
В теоретическом
отношении наиболее востребованными в ПОСТ-культуре оказались беккетовские методы
превращения произведения в текст, практика отрыва означающего от означаемого
(конец референциальности). Игра как возможность невозможного превращает в
артефакт самое
невозможность выражения.
Осн. соч.: Beckett's later Fiction and Drama. L., 1987;
Трилогия. Моллой; Мэлон
70
Умирает;
Безымянным. СПб, 1994; В ожидании Годо. М., 1998; Театр. М., 1999.
Лит.: Как всегда об авангарде.
Антология французского театрального авангарда. М., 1992; Французская литература 1945-1990. М., 1995; Théâtre
français d'aujourd'hui. 1,2. M., 1969; Bair D. Samuel
Beckett. A
Biography. L., 1976; Brienza S.D. Samuel
Beckett's New Worlds. Style in Metafiction. L., 1987; Consineau T. Waiting
for Godot. Form in Movement. Boston,
1990; Cochran R. Samuel
Beckett. A Study of the Short Fiction. N.Y., 1991; Knowlson J. Beckett.
P., 1999.
H.M.
Белый
Андрей (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934)
Русский поэт, писатель,
мыслитель, один из главных теоретиков и представителей символизма. Сын профессора математики, декана физико-математического
ф-та Моск. ун-та Н.В.Бугаева. Детство Б. прошло в ситуации острых конфликтов
между отцом и матерью, одной из причин которых был сын. Его буквально
«разрывали» (как он образно описывает в автобиографических повестях «Котик
Летаев» и «Крещеный китаец») на две части педант материалист-естественник отец
и музыкально одаренная поэтически настроенная мать. Атмосфера семьи и детства
существенно сказалась на всем творчестве Б. С 1899 по 1903 г. он учился на
естественном отделении отцовского фак-та. Гуманитарное образование получил
самостоятельно — путем бессистемного чтения и общения с художественной и
философско-религиозной интеллигенцией. Первая литературная публикация под
псевдонимом Б. появилась в 1902
г. — «2-ая драматическая симфония». На становление
духовно-мировоззренческого и эстетического сознания Б. существенное влияние
оказали философия Канта и неокантианцев, идеи Шопенгауэра, французские
символисты, Гоголь, Достоевский, Тютчев, Блок, теория языка и речи Потебни, но особенно сильно: на раннем этапе — творчество Ф.Ницше, Вл.Соловьева
и Г.Ибсена, а на позднем — антропософия Р.Штайнера, с которым он познакомился
лично в 1912 г.,
но уже раньше был знаком с некоторыми из его концепций, а в целом (с 1912 по 1923 г.) прослушал около 600
его лекций в различных городах Европы. Существенным фундаментом его творчества,
как на практике, так и в теории, служило знакомство с русским фольклором.
Б. был одним из главных теоретиков русского символизма. Он
не успел написать обобщенную теоретическую работу по символизму, хотя и мечтал
об этом, но изложил ее в более чем 65 статьях и докладах уже к 1910 г. и неоднократно
обращался к проблемам символизма и в поздний период, особенно в своих
автобиографических и мемуарных трудах. Взгляды Б. на ряд положений
символистской теории неоднозначны, иногда противоречивы, тем не менее в целом
его концепция достаточно ясна. Он различал символизм как миросозерцание и как
«школу» в искусстве. В качестве миросозерцания символизм находится еще в
становлении, ибо это — принадлежность будущей культуры, строительство которой
только начинается. Пока наиболее полно символизм реализовался только в
искусстве в качестве «школы». Суть этой «школы» сводится не столько к выработке
каких-то специфических творческих принципов и стилистических приемов
художественного выражения, хотя есть у нее и это, сколько и в большей мере — к
осознанию того, что всякое настоящее искусство символично. Символизм искусства
заключается в создании художественных символов, которые «соединяют» два уровня
бытия — материи искусства и некой иной реальности, им символизируемой,
возводящей читателя (зрителя) к ней. В этом плане символизм, как творческий
принцип, присущ всем основным «школам»: классицизму, натурализму, реализму,
романтизму и собственно символизму, как высшей в смысле саморефлексии формы
творчества. В до-символистский период творчество слепо, а «в символизме
вскрывается самосознание творчества». Credo художественного символизма —
единство формы и содержания при их полном равноправии. В романтизме форма
зависела от содержания, в классицизме и формализме — содержание от формы.
Символизм устраняет эту зависимость. Предыдущая Следующая
|
|