|
Предыдущая Следующая
Фактически в «симфониях» Б. достиг первой и, может
быть, самой главной вершины художественного символизма, который уже граничил с
выходом за пределы искусства. Это в 1910 г. хорошо ощутил его коллега по символизму
Эллис (Л.Л.Кобылинский), писавший об оригинальном стиле «симфоний» Б.:
«Ритмическое, монотонное наплывание отдельных и даже иногда раздельных фраз,
дающих несколько беглых образов, объединенных одним общим образом, сочетающихся
исключительно по законам ритма настроения и ритма слов, намеренно вопреки
закону внешней, чувственной ассоциации, странная дисгармония, производимая
диссоциацией зрительных образов, движущихся как бы вне пространства и времени,
и в то же время таинственная, внутренняя, возникающая из недр самого
созерцающего духа, гармония, магически снимающая и разрешающая эти зрительные
диссоциации, непрерывный, плы-
73
вущий одновременно на всех
планах, разорванный и странно мигающий, подобно картинам синематографа, поток
образов, рассматриваемый одновременно со многих, противоположных точек зрения —
все это, вместе взятое, для опытного наблюдателя сразу же сближает стиль А. Белого со стилем экстатического ясновидения, однако еще не порвавшего
окончательно с языком и методом художественной символизации». Художественный
символизм балансирует здесь на грани визионерства. В.Шкловский первым
отметил, что из «симфоний» Б. вышла вся новая русская проза.
В период работы над «симфониями» достигает расцвета
и собственно поэтическое мастерство Б. К 1909 г. выходят первые сборники его стихов,
сразу поставившие автора в один ряд с крупнейшими поэтами того времени —
Брюсовым, Бальмонтом, Блоком. Художественный символизм Б. проявился в
повышенном мелодизме лирики, в сочетании тонкой эротики и мистики, апокалиптики
и эсхатологизма, демонических мотивов с софийными прозрениями, в устремленности
многих лирических мотивов от земной юдоли на космический уровень, к неземным
далям. В более поздний период Б. начинает уделять особое внимание графическому
выделению мелодических, ритмических и смысловых акцентов в стихотворении,
является изобретателем знаменитой «лесенки» (в сборнике «После разлуки», 1922),
которая сразу же увлекла В.Маяковского. Пристальное внимание Б. к
визуальному облику своих текстов (не только поэтических, но и прозаических),
его стихографика позволили исследователям считать Б. предтечей конкретной
поэзии.
В 1910
г. выходит роман «Серебряный голубь», в котором нашла
отражение специфическая мистико-иррациональная историософия Б., основанная на
попытках глубинного проникновения в подсознание русского народа на примере
славянского христианс-ко-сектантского подсознания. Б. активно развивает
традиции раннего Гоголя с его фольклорными фантасмагориями. Внешняя задача
привести в соприкосновение Восток и Запад, поставленная на сюжетном уровне, с
помощью символистской поэтики, сплетающей в единый клубок внешний этнографизм,
мастерски прописанные сцены колдовства и мистико-эротических радений, символику
жестов, первобытную магическую значимость и энергетику персонажей, природных
предметов, пейзажа, вещей обиходной жизни с тонкой лирикой и мрачными
трагическими мотивами, как и в большинстве произведений Б. незаметно
перерастает в художественно-символическую фантасмагорию космического уровня,
борьбу каких-то вне-положенных человеку и обществу надмирных сил, втягивающих в
свой водоворот и жизнь российской деревни. Предыдущая Следующая
|
|