|
Предыдущая Следующая
В целом поэтика Б. отличается обостренным духом
эксперимента, приведшего к многим новаторским находкам, которые стали
предтечами большого ряда авангардных, модернистских и постмодернистских явлений
в литературе и искусстве XX в. Его считают «отцом» футуризма и модернизма, предтечей формальной школы
в литературоведении (им впервые введены в анализ литературного
материала такие понятия, как прием, материал, форма) и экспериментальной
эстетики (его труды по стиховедению), крупнейшим писателем антропософской
ориентации.
Осн. соч.: Символизм. М., 1910; Луг зеленый. М., 1910; Арабески. М.,
1911; Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности. М., 1917;
Глоссолалия. Поэма о звуке. Берлин, 1922; Ритм как диалектика и «Медный
Всадник». М., 1929; На рубеже двух столетий. М., 1930; Начало века. М.-Л.,
1933; Между двух революций. Л., 1934; Мастерство Гоголя. М.-Л., 1934; Символизм
как миропонимание. Сб. М., 1994; Собр. соч. под общей ред. В.М.Пискунова (изд.
«Республика») с 1994 г.
по 2000 вышло 7 томов.
Лит.:
Мочульский К. Андрей
Белый. Париж, 1955; Долгополое А. Андрей
Белый и его роман «Петербург». Л., 1988; Андрей Белый. Проблемы творчества.
Статьи.Воспоминания. Публикации. М., 1988; Alexandrov VI. Andrey Bely. The major symbolist fiction. Cambridge (Mass.), London, 1985; Andrey
Belyj: Pro et Contra. Milano, 1987; Carlson
M. The conquest of chaos: Esoteric philosophy
and the development of the Andrei Belyi's theory of Symbolism as a world view
(1901-1910). Indiana
University, 1981; Christa
B. The poetic world of Andrey Bely. Amsterdam, 1977; daran
S. The apocalyptic symbolism of Andrej Bely. The Hague, Paris,
1973; Deppermann
M. Andrej Belyj s ästhetische Theorie des
schöpferischen Bewußtseins: Symbolisierung und Kriese der Kultur um
die Jahrhundertwende. München, 1982; Elsworth
J. Andrey Bely: A critical study of the
novels. Cambridge, London, N. Y., 1998; Honig
A. Andrey Belyjs Romane: Stil und gestalt.
München, 1965; Holthusen
I. Studien zur Ästhetik und Poetik des
russischen Symbolismus. Göttingen, 1957; KovacA.
Andrej Belyj: The «Symphonies» (1899-1908):
A réévaluation of the
76
aesthetic-philosophical heritage. Bern,
München, Frankfurt a.M., 1976; Kozlik F. L'influence de l'anthroposophie sur l'oeuvre
d'Andrey Belyj. 3 T. Frankfurt a. M., 1981; Ljunggreen M. The Dream of
Rebirth. Stockholm, 1982; Nivat G. Vers la fin du mythe russe. Lausanne, 1982; Siclari A.D. Etica e cultura nel simbolismo di Andrej
Belyj. Parma, 1986; Steinberg A. Word and music in
the novels of Andrey Bely. Cambridge, London, N. Y., 1982; Weber R. Der moderne Roman:
Proust, Joyce, Belyj, Woolf und Faulkner. Bonn,
1981; Woronzoff Al. Andrej Belyj's
«Peterburg», James Joyce's «Ulysses» and the Symbolist movement. Bern, 1982. Предыдущая Следующая
|
|