|
Предыдущая Следующая
Лит.: Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1988; 1994.
С.Завадский
Беньямин (Beajamin) Вальтер (1892- 1940)
Немецкий философ,
культуролог, литературовед. Малоизвестный при жизни и забытый на протяжении
тридцати лет он был поднят на щит молодым поколением европейских интеллектуалов
во второй половине 80-х гг. в качестве пророка новой эстетики. Объектом внимания и источником многочисленных цитирований
художниками-концептуалистами (см.: Концептуализм) рубежа
80-х и 90-х гг. стала статья Б. «Произведение искусства в эпоху его технической
воспроизводимости», над которой он работал на протяжении нескольких лет с 1935 г. Концептуалисты конца
столетия увидели в этой работе, написанной полвека назад, точные определения
ситуации, в которой оказалось современное искусство на исходе почти векового развития. На фестивале радикального
искусства «Документа IX» (см.: documenta) в Касселе
в 1992 г.
цитата из этой статьи Б. висела перед входом в главный павильон; цитаты из Б.
составляли также треть текстовой инсталляции ведущего концептуалиста Йозефа
Кошута, представленного в Касселе.
79
Предметом непосредственных
интересов Б. был театр и кинематограф (как альтернатива сценическому
искусству), хотя ва 1917 г.
он опубликовал две статьи о живописи, в которых уделил пристальное внимание кубизму и дадаизму. Его
хабилитационная диссертация «Происхождение немецкого типа трагедии» (1925) была
отвергнута ученым советом Франкфуртского ун-та. В ней Б. поставил множество
теоретических проблем, касающихся различий эстетики классицизма и барокко, в
частности проблему «аллегорий» и философии знака. Во Франкфурте Беньямин
сблизился с будущим философом новой эстетики Т.Адорно. Тем не менее Б., не
только пользовавшегося марксистским методом исторического анализа, но наивно
заигрывавшего с политическим марксизмом в ряде публикаций (включая и
рассматриваемую нами статью), в академических университетских кругах философом
не считали. Однако именно неангажированность Б. тем или иным философским
методом интерпретации действительности, его роль наблюдателя и нервного
«хроникера» стремительно меняющейся на его глазах природы культурных явлений и
сущности искусства и сделали его выводы особенно привлекательными для потомков.
Художники 80-х гг. с полном правом могли сказать: «Да, искусство в современном
мире функционирует так, как это определил Вальтер Б.».
Наиболее значимым для современной теории искусства
является статья Б. «Произведение искусства в эпоху его технической
воспроизводимости», само название которой на исходе XX столетия читается как
констатация. Б. предварил статью цитатой из своего современника поэта П.
Валери, где, в частности, говорится: «... Ни вещество, ни пространство, ни
время в последние двадцать лет не остались тем, чем они были всегда... Нужно
быть готовым к тому, что столь значительные новшества даже изменят чудесным
образом само понятие искусства». Б. созвучно это свидетельство коренных
перемен, и он ставит перед собой задачу выявить механизмы новой эстетики,
зависящие от изменений социальных функций искусства в «эпоху его технической
воспроизводимости». Искусство в индустриальном обществе зависит от потребления
масс, что в корне изменяет его природу. Массовое репродуцирование лишает
произведение искусства как «ауры» подлинности исторического оригинала с его
ритуальными задачами, так и эстетической уникальности. Механически точные
фотографические копии с известных картин старых мастеров, на протяжении
столетий считавшихся уникальными, потребляемые в виде репродукций в журналах, в
домашних условиях «присваиваются» массами, вовлекаются в процесс
«тривиализации» и обуднивачивания. В одном из писем 1917 г. Б. утверждал, что
живопись не имеет ничего общего с «сущностью» чего бы то ни было — это удел
философии. Картины же, кем бы они ни были написаны, меняют свою природу в зависимости
от социальных условий их функцирования. Особая роль, которую Б. отводил
массовым средствам тиражирования искусства и коммуникации, делает его созвучным
сначала американскому послевоенному поп-арту, а затем концептуалистам. Пристрастие
концептуалистов-восьмидесятников к механическому копированию, так называемым
«римейкам» с известных картин (или даже целых серий работ) крупных мастеров XX
в. (Матисса,
Пикассо, Де Кирико) и подтверждение права на это
копирование в постулатах Кошута — подтверждают справедливость
наблюдений Б. Его отдельные положения буквально объясняют художественную
стратегию конца 70-х, 80-х и 90-х годов: «Репродукционная техника... выводит
репродуцируемый предмет из сферы традиции. Тиражируя репродукцию, она заменяет
его уникальное проявление массовым. А позволяя репродукции приближаться к
воспринимающему ее человеку,... она актуализирует репродуцируемый предмет. Оба
эти процесса вызывают глубокое потрясение традиционных ценностей..,
представляющее обратную сторону переживаемого человечеством в настоящее время
кризиса и обновления». Б. заострил внимание на причинах изменения способов
чувственного восприятия человека, которые он характеризовал как «распад ауры».
«Вкус к однотипному в мире», т. е., как мы сказали бы сегодня, тенденция к
стереотипизации, по мнению Б., лишают явления искусства их уникальности, что
несовместимо с принципами классической эстетики. Но в тот мо- Предыдущая Следующая
|
|