Бертолуччи дал определение целой эпохе,
назвав еще в 1964 году свою вторую картину "Перед революцией". Другое
программное определение принадлежало режиссеру Марко Беллоккио: его фильм
"Китай близко" своим названием намекал, куда направлены взоры левой
западной интеллигенции — от Сартра до начинающего студента. Конечно, была еще Россия, однако при
ближайшем рассмотрении она оказалась вовсе не той страной идеалистов, какой
виделась издалека. Конец прекрасной эпохе иллюзий и надежд положил тот же 68-й.
Пока студенты в западных столицах раскачивали устои капитализма, советские
войска с имперским цинизмом оккупировали Чехословакию, внеся полное смятение в
умы левых романтиков. В отличие от многих, Бертолуччи умел
сопоставлять и анализировать. Значительную часть того, что он сделал в 70-е
годы, можно объединить в цикл "После революции": в него вошли бы в
первую очередь такие фильмы-метафоры, как "Последнее танго в Париже"
(1972) и "Луна" (1979). В них еще сохраняется аромат романтической
утопии, но преобладает горечь трезвых уроков. "Последнее танго" — один из
самых ярких всплесков лирического индивидуализма, один из сильнейших порывов к
свободе на всех уровнях: экзистенциальном, социальном, чувственном,
художественном. Провозглашенный предшественником современного эротического
кино, этот фильм разрушил последние бастионы цензуры. На состоявшемся в 1973 году в Риме
советско-итальянском симпозиуме Сергей Герасимов, не отрицая таланта Бертолуччи,
заявил, что его новый фильм исполнен "низкопробного пафоса". Он
заверил, что эта картина никогда не будет показана в Советском Союзе, где сексуальных
проблем не существует. Кинокритик Ростислав Юренев сказал, что боится за талант
Бертолуччи, ибо "показывать с такими подробностями отвратительный кусок
масла — омерзительно". Итальянские участники симпозиума были
удивлены столь ярой сексофобией гостей и пытались убедить их, что к искусству
нельзя подходить с позиций деревенского священника. Самое пикантное заключалось
в том, что сомкнулись взгляды коммунистических ортодоксов и правых
консерваторов. Последние требовали пожертвовать искусством ради "чувства
стыдливости". Первые апеллировали к Москве, говоря, что там "хотят
построить морально здоровое общество, где масло используется как продукт
питания, а не для таких целей, как в грязном фильме Бертолуччи". Сегодня это звучит анекдотично. Но тогда
реакция на "Последнее танго" стала тяжелым ударом для
режиссера-коммуниста. Бертолуччи делал политический фильм — все еще
антибуржуазный, но без леворадикальных и анархистских иллюзий, фиктивным
оказывается бегство юной парижанки Жанны из плена мещанской рутины: ее природа
возьмет свое, и она предаст "запредельную любовь". Иное дело — пол (судьбоносная роль Марлона Брандо):
этот утративший ориентиры супермужчина, чтобы почувствовать себя живым, ставит
себя и свою возлюбленную в пограничную ситуацию между жизнью и смертью. Однако
его садомазохизм и эксгибиционизм показаны режиссером не без иронии. Поиски личной
свободы сначала через социальную, а потом сексуальную эскападу зашли в тупик, а
бунт отчаявшегося революционера завершается публичной демонстрацией собственной
задницы. |