"Мы должны предупредить вас, —
сказал один, — в Советском Союзе не существует такого явления, как
гомосексуализм. Поэтому в прокатной версии купированы некоторые сцены".
Бертолуччи несколько насторожился. "Выпали также частично мотивы,
связанные с лесбиянством", — продолжал журчать вкрадчивый голос. Режиссер
уже догадывался, что находится в стране чудес, и деликатно молчал. При входе в
кинозал его огорошили сообщением о том, что порядок эпизодов слегка изменен —
для удобства зрителей. Совсем убийственно прозвучало последнее предупреждение:
фильм (отличающийся редкостной цветовой экспрессией) выпущен на экран в
черно-белом варианте. Когда эту смешную и грустную историю рассказывали Тарковскому,
она завершалась словами: "Этого Бертолуччи уже не понял". На
что Тарковский возразил: "Он всё понял". Так или иначе,
итальянец Бертолуччи больше не искал приключений в России. Меняется и характер увлечения Китаем.
Бертолуччи уже не рассматривает китайский коммунизм как романтическую
альтернативу буржуазному миру. "Последний император" вообще не
идеологичен: режиссер, по его признанию, был заражен тысячелетней мудростью
китайцев и хотел показать, как через все исторические катаклизмы сохраняется непрерывность
их ритуалов и культуры. В самом китайском коммунизме Бертолуччи ощутил нечто от
конфуцианства — как бы ту же идею исправления человека. "Последний император" —
эпический кинороман и одновременно — монофильм. Найдя идеального героя в лице
императора Пу И, режиссер вырастил мощное сюжетное древо, где ветвящиеся
отростки все же примыкают к основному стволу. Но сам ствол лишен монолитности.
Революция решительно рассекает сюжет жизни героя на "до" и
"после". До — наследственное положение главы императорского рода,
наставник-англичанин, дворцовые интриги, попытки следовать идеям просвещенной
монархии, а в итоге — унизительный японский протекторат, под которым
императору отведена роль марионетки. После — годы маоцзедуновской тюрьмы. И
далее — анонимное существование у самого дна общественной пирамиды. Все, что "перед", сделано по
модели, впервые опробованной в "Конформисте". Живописный блеск в
реконструкции "допотопной" эпохи, ее импульсов и дуновений, ее
экзотического декаданса, умноженного на тайну утраченного времени и тайну
Востока. Эпоха "перед революцией" — как сжатая пружина, чреватая
выплеском колоссальной энергии. "Последний император" больше
всех прежних картин Бертолуччи напоминает (а напоминая, опровергает) "Двадцатый
век" с его мифологией аграрных культов, почти языческим преклонением перед
стихийными силами, с властью витализма и эротики над людскими порывами. То был
единственный из фильмов итальянского режиссера, где действие длится и
"до", и "после", но духовно сконцентрировано "во
время" революции. Этот роковой день в метафизическом смысле выражает суть
всего XX века и, как
минимум, равновелик ему. |