Производство - Metro-Goldwyn-Mayer, США, 27 августа - 17 декабря 1958 года
Павильонные съемки: студия MGM
Натурные съемки: Нью-Йорк (отель Плаза, улицы города и др.), Чикаго и др. (очень большое количество локаций) - подробнее см. здесь
Продюсер - Альфред Хичкок
Дата релиза в США - 17 июля 1959 года
135 мин., цветной, aspect ratio 1,66:1
В главных ролях:
Кэри Грант (Cary Grant) - Роджер О. Торнхилл (Roger O. Thornhill)
Ева Мария Сейнт (Eva Marie Saint) - Ева Кендэлл (Eve Kendall)
Джеймс Мэйсон (James Mason) - Филлип Вандамм (Phillip Vandamm)
Мартин Ландау (Martin Landau) - Леонард (Leonard)
Джесси Ройс Лэндис (Jessie Royce Landis) - Клара Торнхилл (Clara Thornhill)
Лео Кэрролл (Leo G. Carroll) - Профессор
Сценарий - Эрнест Леман (Ernest Lehman)
Музыка - Бернард Херрманн (Bernard Herrmann)
Оператор - Роберт Беркс (Robert Burks)
Сам режиссер появляется в начале фильма в роли человека, не успевшего сесть в автобус, который захлопнул двери прямо перед его носом. (2 мин.)
Синопсис
Публициста Роджера Торнхилла вражеские шпионы по ошибке принимают за несуществующего агента Каплана и намереваются убить его. Торнхилл избегает смерти, но теперь за ним охотится еще и полиция, подозревающая его в убийстве делегата ООН. Роджеру ничего не остается, как самому выяснить, кто такой этот Каплан (который на самом деле оказывается выдумкой контрразведчиков). И для этого ему предстоит пересечь почти полстраны - его путь лежит из Нью-Йорка в Южную Дакоту. В поезде он знакомится с таинственной попутчицей, которая вызывается ему помочь, но оказывается не той, за кого себя выдает...
За кадром Традиционно название фильма North by Northwest переводится как "На север через северо-запад". Оно якобы отражает путь главного героя - из Нью-Йорка поездом до Чикаго, а оттуда самолетом - до Рэпид-сити, штат Южная Дакота, что около знаменитой горы Рашмор. Так как слово north by northwest иногда употребляется как синоним слова north-northwest (север-северо-запад), то другой вариант названия фильма Север-северо-запад или На север-северо-запад. Но ни "на север через северо-запад", ни "на север-северо-запад" не являются точными обозначениями маршрута Роджера Торнхилла. Как видно на карте превалирующим в путешествии главного героя оказалось западное направление. Чикаго оказывается даже южнее Нью-Йорка, и лишь путь из Чикаго до Рэпид-сити - движение точно в северо-западном направлении. Поэтому более точно отражает маршрут Торнхилла одно из рабочих названий фильма - В северо-западном направлении. Хичкок скорее всего намеренно выбрал именно такое не совсем понятное название фильма, избрав для него оригинальное, запоминающееся словосочетание.
Джеймс Стюарт хотел сыграть главную роль в этом фильме, но Хичкок предпочел ему Кэри Гранта, так как связывал неудачу своего предыдущего фильма с ним (Головокружение, 1958) с тем, что Стюарт состарился. (Хотя к моменту съемок North by Nortwest ему исполнилось всего 50 лет.)
Джесси Ройс Лэндис, сыгравшая мать Роджера Торнхилла, на самом деле была почти на год моложе Кэри Гранта.
Имя главного героя фильма - Роджер О. Торнхилл. Оно выбрано не случайно. Торнхилл-колледж - место, где располагалось агентурное гнездо в популярном тогда политическом триллере "Сновидения". Буква О. в имени, которая "ничего не значит", - отсылка к продюсеру Дэвиду О. Сэлзнику, у которого О. также ничего не значила.
Так как по распоряжению Генерального секретаря ООН Хаммаршельда съемки художественных фильмов в здании ООН были запрещены, Хичкоку пришлось пойти на ряд хитростей. Удалось снять один эпизод, когда Торнхилл входит в здание ООН - скрытой камерой, спрятанной в кузове грузовика. Затем Хичкок получил разрешение сделать несколько цветных снимков внутри здания и он сопровождал фотографа как обычный посетитель, незаметно нашептывая ему инструкции, с какого места снимать. Позже эти фотографии были использованы для постройки в студийном павильоне декораций. Место происшествия, когда убивают "настоящего" Таунсенда, было воспроизведено в точности. Действие происходило в гостиной для делегатов, но чтобы не нанести урон престижу ООН и оправдать появление мужчины с ножом, в фильме ее называют "залом для публики". (Разрешения на съемки внутри здания Генеральной Ассамблеи ООН впервые в 2004 году добился режиссер Сидни Поллак (Sydney Pollack) для своей картины Переводчик" ("The Interpreter"). Проводить съемки разрешил генеральный секретарь ООН Кофи Аннан).
По поводу сцены на кукурузном поле Хичкок сказал: "Абсурд - мое кредо".
Сцены, когда Ева Кендел и Роджер Торнхилл встречаются в лесу после того, как она выстрелила в него в кафе около горы Рашмор, в фильме могло и не быть. На студии Метро-Голдвин-Майер от Хичкока требовали, чтобы он убрал эту длинную сцену в финале. Но Хичкок занял твердую позицию, так как считал эту сцену очень важной - это первое свидание Евы и Торнхилла с того момента, как он узнал, что она любовница Вандамма и сотрудница спецслужб. Помог отстоять эпизод тот факт, что агенты Хичкока, подписавшие контракт с МГМ, без его ведома включили пункт о полном праве режиссера на художественный контроль над фильмом. Хичкок вспоминал: "Это давало мне основания вежливо, но твердо заявить: Сожалею, но этот эпизод необходимо оставить".
Дом Вандамма на горе Рашмор, который показан в финале, - макет дома, построенного Фрэнком Ллойдом Райтом (Frank Lloyd Wright - американский архитектор и теоретик архитектуры, основоположник органической архитектуры, согласно принципам которой здание должно органически вписываться в среду.) Часть дома была воссоздана для сцены, где Торнхилл кругами ходит вокруг него.
Известна финальная сцена на горе Рашмор. (Национальный мемориал Mount Rushmore - 18 метровые головы четырех американских президентов - Вашингтона, Джефферсона, Рузвельта, Линкольна - вырубленные с горном массиве Блэк-Хиллз, штат Южная Дакота. Автор - Г. Борглем. Работа велась с 1927 по 1939 год и была остановлена из-за прекращения финансирования. С помощью динамита скалам придали форму голов, а потом высекали лица президентов, используя лишь зубило и молоток.) Съемки велись на гигантском макете, построенном в павильоне, так как Государственный департамент не разрешал съемки на национальном памятнике. По этой причине - это один из самых дорогих фильмов Хичкока: он обошелся ему в 4 миллиона долларов. Вершина горы на самом деле, конечно, имеет другой вид - там нет никаких сосен.
По первоначальной задумке в фильме должен быть следующий эпизод - герой Кэри Гранта соскальзывает вниз по носу Линкольна и прячется у него в ноздре. Вдруг он чихает и тем самым выдает себя. Эта сцена не была снята, но она объясняет одно из рабочих названий фильма - Человек в носу Линкольна.
Хичкок мечтал вставить в фильм одну сцену. По ходу своего путешествия Торнхилл должен попасть в Детройт, на сборочную линию фордовских автомобилей. Торнхилл беседует с одним из заводских рабочих, когда они идут вдоль конвейера. Рядом идет сборка автомобилей, деталь за деталью, пока новенький "Форд" не готов сойти с линии. Они смотрят на автомобиль, Торнхилл открывает дверцу, а оттуда вываливается труп... Эпизод не был снят, так как он не укладывался в сюжет.
Ляпы в фильме (По материалам сайта www.moviemistakes.com) Торнхилл и его мать находятся в номере Каплана в отеле Плаза. В номере имеется два телефона, и у обоих - старомодные прямые шнуры, соединяющие аппарат с трубкой. Но когда Торнхилл вызывает горничную, на крупном плане видно, что шнур одного из аппаратов вдруг становится современным - закрученным в спираль.
Торнхилл с матерью выходят из номера Каплана и направляются к лифту. Эпизод перед лифтом снимался через стеклянную дверь, в которой можно видеть отражение члена съемочной группы, присевшего возле камеры.
Торнхилл выходит из такси возле здания ООН. Его тень падает на дверь такси, будто Солнце позади него. В то же время тени от пешеходов на тротуаре падают в противоположном направлении. Такое случается при съемках с использованием трех точек освещения - от двух источников освещения свет падает со стороны камеры, а от третьего - сзади, чтобы создать заднюю подсветку.
Когда Торнхилл бежит по станции на поезд после убийства Таунзенда в ООН, его ботинки то коричневые, то черные, то снова коричневые.
Торнхилл и Ева сидят в вагоне-ресторане. Стакан Торнхилла постоянно меняет свое расположение. Он то стоит на столе, то находится в его руке - когда снято сзади.
Когда Торнхилл бежит от самолета на кукурузном поле, его костюм то синий, то коричневый, то снова синий.
Самолет на кукурузном поле врезается в бензовоз. Из проезжающих мимо двух легковых автомобилей выходят люди и идут к месту аварии. Тени от них в разных кадрах падают под разным углом - так как съемки проходили в различное время суток.
Сцена, когда Ева Кендэлл стреляет в Торнхилла в кафе около горы Рашмор. На заднем плане видно, как маленький мальчик закрывает свои уши пальцами еще до того, как прозвучит выстрел.
Дом Вандамма. Роджер пишет сообщение Еве на спичечном коробке. В нем не хватает нескольких спичек. Когда же Ева читает это послание - спичечный коробок полон. Также сообщение Торнхилла укладывается в три строчки, а то, что читает Ева - на четырех.
В конце фильма, когда Ева идет от дома Вандамма к самолету, темно. Но когда она доходит до него, становится светло, как днем.
В сцене, когда Торнхилл висит на горе Рашмор, Ева падает вниз и, зацепляясь за карман брюк Роджера, рвет их. В следующих эпизодах брюки оказываются целыми.
Постеры
Фотографии со съемочной площадки
Cценарист фильма Эрнест Леман и Альфред Хичкок
Cценарист фильма Эрнест Леман и Альфред Хичкок
Альфред Хичкок и исполнители главных ролей - Кэри Грант, Ева Мария Сейнт, Джеймс Мэйсон
Альфред Хичкок и исполнители главных ролей - Кэри Грант, Ева Мария Сейнт, Джеймс Мэйсон
Кэри Грант и Альфред Хичкок
Кэри Грант и Альфред Хичкок
На съемочной площадке с Кэри Грантом
Альфред Хичкок и Ева Мария Сейнт
Альфред Хичкок и Ева Мария Сейнт
На съемочной площадке - сцена на аукционе
На съемочной площадке - сцена около самолета Вандамма в конце фильма
На съемочной площадке - сцена, когда Ева и Торнхилл, переодетый носильщиком, сходят с поезда в Чикаго
На съемочной площадке - сцена, когда Ева и Торнхилл, переодетый носильщиком, сходят с поезда в Чикаго
На съемочной площадке - сцена, когда Ева и Торнхилл, переодетый носильщиком, сходят с поезда в Чикаго
На съемочной площадке - сцена, когда Ева и Торнхилл, переодетый носильщиком, сходят с поезда в Чикаго