Топаз (Topaz), США, Производство - Universal Pictures
143 мин. / 127 мин. (edited version), цветной
Дата релиза в США - 19 декабря 1969 года (в Швеции - 17 декабря)
Продюсеры - Альфред Хичкок (не указан в титрах), Герберт Колмэн (Herbert Coleman) - associate producer
В главных ролях:
Фредерик Стэффорд (Frederick Stafford) - Андрэ Деверо (Andre Devereaux)
Дэни Робен (Dany Robin) - Николь Деверо (Nicole Devereaux)
Клод Жад (Claude Jade) - Мишель Пикар (Michele Picard)
Джон Форсайт (John Forsythe) - Майкл Нордстром (Michael Nordstrom)
Карин Дор (Karin Dor) - Хуанита де Кордоба (Juanita de Cordoba)
Джон Вернон (John Vernon) - Рико Парра (Rico Parra)
Сценарий - Самюэль Тейлор (Samuel Taylor) по одноименному роману Леона Уриса (Leon Uris)
Музыка - Морис Жарр (Maurice Jarre)
Оператор - Джек Хилдъярд (Jack Hildyard)
Камео Хичкока - человек в инвалидном кресле в аэропорту.
Съемки эпизода с появлением Хичкока в кадре:
Синопсис
Американские разведчики отправляют на Кубу работающего на них французского агента, чтобы тот разузнал все о пребывании на острове русских. Справившись с этим заданием, он выходит на след Топаза - шпионской организации, в которую входят высокопоставленные французские чиновники, сотрудничающие с Советским Союзом.
За кадром
Роман Леона Уриса "Топаз" основывался на реальных событиях (присутствие коммунистического агента в окружении генерала де Голля) и числился в Америке в списке бестселлеров. Поэтому студия Universal решила экранизировать его и предложила этот проект Хичкоку.
Согласно контракту над сценарием должен был работать сам автор. Но Хичкок посчитал сценарий Уриса не пригодным для съемок и пригласил Самюэля Тейлора (сценариста фильма Головокружение), который заново написал сценарий. Некоторые сцены были написаны всего за несколько часов до того, как были сняты.
В фильме снялись американские, французские, скандинавские и испанские актеры. Подобрать французских актеров Хичкоку помогла Хелен Скотт - та, что была переводчицей во время знаменитой беседы Хичкока с Франсуа Трюффо. В результате в незначительных ролях снялись звезды французского кинематографа Мишель Пикколи (Michel Piccoli) в роли главы Топаза Жака Гранвиля (Jacques Granville) и Филипп Нуаре (Philippe Noiret) в роли Генри Жарре (Henri Jarre). По воспоминаниям Клод Жад, Хичкок сожалел, что не взял Мишеля Пиколли на главную роль (ту, что исполнил Стэффорд). Филипп Нуаре весной 1968 года, упав с лошади, сломал ногу. Поэтому его агент заявил Хичкоку, что актер не может сниматься в фильме без костыля. На что Хичкок согласился, сказав: "Костыль - хорошая идея для персонажа." Нуаре вспоминал, как перед съемками сцены, когда Деверо и другие французские дипломаты собираются на обед, Хичкок подозвал его и сказал, что, зная его как гурмана, специально распорядился приготовить для этой сцены дорогое вино и запеченую утку. "В конце съемки он сказал "Снято", а затем обратился прямо ко мне со словами: "Господин Нуаре, как вино?", - рассказывал актер. Нуаре говорил, что с первой же встречи Хичкок произвел на него впечатление шутника, мистификатора и достаточно скрытного человека. В качестве шутки Хичкока он приводит такой пример. Перед съемкам сцены, когда Нуаре идет открывать дверь пришедшему к нему на интервью журналисту, Хичкок не распорядился, на каком уровне ставить камеру. Камера была установлена на высоте человеческого роста. Хичкок гневно заявил: "Кто поставил камеру, как это делали в 1930-м?" - и заставил установить ее для съемки с низкой точки, после чего с удовлетворением заявил: "Вот, теперь камера стоит так, как это делали в 1932-м!"
Сначала Хичкок не хотел приезжать в Париж на натурные съемки и поручил их провести Клоду Шабролю, написав ему письмо с подробными инструкциями о том, как и что снимать. В конце концов Хичкок приехал в Париж сам, а от отснятых Шабролем эпизодов в фильме остался только финальный - с газетой, в которой говорится о разрешении кризиса на Кубе.
В первоначальной 143-минутной версии фильма в конце происходит дуэль между Анри Деверо (французским агентом) и Жаком Гранвилем (главой Топаза), который погибает в перестрелке на пустом стадионе. На предварительном просмотре эта сцена была воспринята с насмешкой, что заставило Хичкока переснять ее. Второй вариант был принят так же. В итоге Хичкок снял формальную концовку - Жак заходит в свой дом и мы слышим звук выстрела: он застрелился.
Топаз стал самым большим коммерческим провалом Хичкока - на съемки было потрачено около 4 миллионов долларов, а прибыль в результате проката составила менее 1 миллиона.
По сценарию похищение важного документа у кубинского политика Рико Парры происходит в отеле Тереза в Нью-Йорке, где Парра остановливается во время своего приезда в Америку. Незадолго до начала съемок этот отель был снесен, поэтому Хичкоку пришлось потратить 100 тыс. долларов только на его реконструкцию в студийных условиях.
И в настоящее время очень многие критики и поклонники Хичкока считают Топаз самым слабым фильмом режиссера.