Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru

Я исповедуюсь
I Confess


Производство: Warner Bros., США
Съемочный период: 21 августа - конец октября 1952 года
Павильонные съемки: студия Warner Brothers
Натурные съемки: Квебек, Канада
Продюсер: Альфред Хичкок (не указан в титрах)
Дата релиза в Канаде: 12 февраля 1953 года (в США - 22го марта)
95 мин., черно-белый, aspect ratio 1,37:1


В главных ролях:
Монтгомери Клифт (Montgomery Clift) - Отец Майкл Логан (Father Michael Logan)
Энн Бакстер (Anne Baxter) - Рут Грандфорт (Ruth Grandfort)
О.Е. Хассе (O.E. Hasse) - Отто Келлер (Otto Keller)


Сценарий - Джордж Табори (George Tabori) и Уильям Арчибальд (William Archibald) по пьесе Поля Антельма (Paul Anthelme) Nos Deux Consciences (Два наших сознания)

Музыка - Дмитрий Тёмкин (Dimitri Tiomkin)

Оператор - Роберт Беркс (Robert Burks)


Камео режиссера - в самом начале фильма Хич пересекает справа налево площадку, на которую ведет лестница.



Синопсис
На католического священника падает подозрение в убийстве. Он невиновен и даже знает, кто убийца - тот исповедался ему. Дело доходит до суда, но даже под угрозой обвинительного приговора священник не хочет оправдать себя, нарушив тайну исповеди.



История создания фильма

Пьеса, лежащая в основе фильма, была написана Полем Антельмом в 1902 году и называлась Nos Deux Consciences, в переводе с французского (Нины Цыркун) - Два наших сознания. В 1947 году племянник автора унаследовал права на нее и продал их агенту Луи Вернею (Louis Verneuil). Тот сделал обработку пьесы, написал сценарий и передал все это вместе с авторскими правами Альфреду Хичкоку и его производственной компании Transatlantic Pictures (образованной им примерно в это время после окончания контракта с продюсером Селзником и выпустившей в итоге 2 фильма - Веревка и Под знаком Козерога). Хичкок вместе с Альмой написал собственную предварительную версию сценария, но фильм им так и не был снят (также были отвергнуты несколько набросков сценария других сценаристов) - т.к. по ряду причин вскоре свою компанию Хичкоку пришлось расформировать. После этого он заключил контракт с компанией Warner Bros., к ней перешли и права на это произведение. Через несколько лет, роясь в старых бумагах, Альма подумала, что пришло время серьезно заняться сценарием давно задуманного фильма, и сказала об этом Хичкоку. Эта идея показалась Хичкоку сначала не слишком удачной, но потом, перечитав набросок сценария, он согласился с женой.

Это было в феврале 1952го года. Хич и Альма переделали свою предварительную версию сценария. Фильм решено было назвать Я исповедуюсь, а снимать в Квебеке - канадском городе с богатыми традициями французского католицизма. Хич решил отправиться туда вместе с женой, чтобы выбрать места будущих съемок. Также встал вопрос о выборе профессионального сценариста. По пути в Квебек Хичкоки прилетели в Нью-Йорк, а оттуда на лимузине поехали в Pennsylvania farm, где тогда жил Сэмсон Рафаэльсон с женой. Тот в свое время написал сценарий к хичкоковскому фильму Подозрение и Хич хотел, чтобы он опять написал сценарий к его новому фильму. Но материал Рафаэльсону не понравился и он отказался, сославшись на занятость в ближайшие месяцы.

К началу марта Хичкок и Альма осмотрели каждый уголок Квебека и составили список самых, на их взгляд, фотогеничных мест, подходящих для натурных съемок. Но им все так же был нужен сценарист. Как-то они отправились в Нью-Йорк, в театр и встретили там успешного театрального сценариста Уильяма Арчибальда, который сразу же согласился сотрудничать. Его черновик сценария был готов в конце апреля. Одним из главных героев фильма был германский беженец и Хич хотел нанять еще кого-нибудь, чтобы получше прописать характер немца, особенности его речи. Его выбор остановился на Джордже Табори, у которого недавно вышла пьеса про тяжелое положение европейских беженцев. Он поручил Табори пересмотреть диалоги. В конце концов написанный сценарий фильма сильно отличался от оригинальной пьесы.

В мае и июне Хичкок вместе с production assistent Барбарой Кеон (Barbara Keon) обсуждали кастинг и разбирали сцены фильма. 1го июля на роль священника был утвержден Монтгомери Клифт, один из самых популярных актеров тех дней. Но в то время он находился в сильной зависимости от алкоголя, был невротичен, у него постоянно менялось настроение. Хич говорил потом, что с ним ему было трудно работать. 24 го июля Хич и Клифт в кабинете Джека Уорнера должны были встретиться с норвежской актрисой, претенденткой на главную роль - Анитой Бьорк (Anita Bjork), которая привлекла внимание критиков работой в фильме "Фрекен Юлия". Но она прибыла в Голливуд с незаконнорожденным ребенком и любовником и Уорнер, помня негативную реакцию публики на не совсем благопристойную личную жизнь Ингрид Бергман, отклонил ее кандидатуру. За 2 недели до начала съемок на главную женскую роль была утверждена Энн Бакстер (в свое время ее кандидатура рассматривалась на главную роль в Ребекке). Хич говорил Трюффо: "Я не хотел снимать Энн Бакстер в главной женской роли, я предпочел бы Аниту Бьорк". Хич и Бакстер были знакомы до этого и часто обедали вместе - это началось после съемок Спасательной шлюпки, в которой снялся ее муж Джон Ходиак. По воспоминаниям актрисы перед началом съемок первым делом Хич заставил ее покраситься, чтобы стать еще более выраженной блондинкой.

Съемки в Квебеке начались 21го августа. Актеры и съемочная группа разместились в отеле Chateau Elysee. Во время съемок иногда определенное напряжение создавал Клифт - он бывал не в форме из-за своих проблем с алкоголем. Но Хич никогда не говорил с ним по душам. Также во время съемок произошел один инцидент с Энн Бакстер, после которого отношения ее с Хичкоком испортились. Как-то актриса пригласила Альму съездить за город. Та согласилась, но сказала, что должна будет вернуться в город к обеду - так как они всегда обедали вместе с мужем. Из-за пробок на дороге он опоздала на целый час и Хичкок, привыкший обедать с женой, был сильно разозлен.

Со 2го октября съемки продолжились в студии и завершились в конце месяца. После окончания съемок не было никаких обычных в таких случаях празднований. Но во время съемок Хич как-то пригласил актеров на обед к себе домой, на Беллагио Роад. И на этой вечеринке Клифт напился. Хич с интересом наблюдал за ним, а потом преподнес актеру полный сткан брэнди и предложил выпить одним залпом. Клифт выпил и мгновение спустя рухнул на пол без сознания. В таком состоянии его отвезли домой.

Премьера фильма в Канаде состоялась раньше, чем в США, - 12 февраля 1953 года. Вскоре стали появляться вялые отзывы на фильм. Их можно подытожить словами одного критика: "Острый нож хичкоковской режисссуры снова и снова тупится о скучную, сомнительную ситуацию". Сам Хич впоследствии также не очень лестно отзывался о фильме: "Явно ощущался дефицит юмора и нюансировки. Это не значит, что я так уж зациклился на юморе, но ироничность неотделима от моего метода, как это можно засвидетельствовать в Психозе - серьезной истории, пересказанной тем не менее с юмором". Также он называл промашкой саму идею фильма: "Мы, католики, знаем, что патер ни при каких условиях не может раскрыть тайну исповеди, а протестанты, атеисты или язычники скажут: "Смех, да и только, кто же станет молчать, рискуя жизнью ради другого!"




Фотографии со съемочной площадки
Энн Бакстер, Альфред Хичкок и Монтгомери Клифт на съемках эпизода отправки будущего отца Логана на военную службу


Во время съемок того же эпизода


Альфред Хичкок с девочками, исполнившими в фильме роль маленьких свидетельниц по делу об убийстве


На канадской премьере фильма в Квебеке 12 февраля 1953 года




Ссылки по теме
Здесь можно скачать минутный ролик (прим. 2,5 мб) с канадской премьеры фильма - можно будет увидеть запорошенных снегом Хичкока и Энн Бакстер, прибывающих к кинотеатру.