185 *
* * Весной 1939 года я отправился к
Паулине Бруниус, возглавлявшей тогда Драматен, и попросил принять меня в
театр на любую работу, лишь бы мне позволили находиться там и учиться
мастерству. Фру Бруниус, изящная, красивая дама с бледным лицом, ярко-голубыми,
чуть навыкате глазами и хорошо поставленным голосом, за три минуты
объяснила, что с огромным
удовольствием возьмет меня, как только я закончу учебу. Она
рассуждала об образовании как о наилучшем пути к овладению театральным
искусством, особенно для того, кто замахнулся на профессию режиссера. Увидев мое
искреннее отчаяние, она похлопала меня по руке и сказала: «Мы будем вас иметь в
виду, господин Бергман». Через четыре минуты я стоял на улице с разбитыми
мечтами. Надежды, которые я возлагал на свою встречу с фру Бруниус, были
беспредельны. Только много времени спустя я
узнал, что отец связался с фру Директором — он был с ней знаком по служебным
делам — и высказал свои пожелания относительно моей учебы. Может, это было
и к лучшему. От безысходности я обратился в
Оперу, изъявив желание работать кем угодно — бесплатно. Директором недавно был
назначен Харальд Андре — высокий усатый человек с красным, обветренным
лицом и белоснежными волосами. Сквозь узенькие щелки прищуренных глаз он
наблюдал, как я дрожу от страха, а потом что-то благожелательно пробормотал, я
не расслышал что. Неожиданно я оказался принятым на должность ассистента
режиссера. Согласно какому-то постановлению середины прошлого века мне
полагалось вознаграждение в сумме 94 риксдалера в год. Харальд Андре был выдающимся
режиссером и умелым руководителем. Оркестром дирижировали Лео Блех, Нильс
Гревиллиус и Исай Добровейн. Театр располагал постоянной,
высококвалифицированной труппой, довольно приличным хором, ужасающим
балетом, целой армией рабочих сцены и администрацией в духе Кафки.
Репертуар — обширный и разнообразный, от «Миньон» до «Кольца Нибелунга».
Немногочисленная публика отличалась верностью и консерватизмом, ценила
своих любимцев и не пропускала ни одного спектакля. 186 Центром вселенной была
сценическая контора, где распоряжался маленький человечек, похожий на
доктора Мабузе*, — он всегда был на месте. Сцена — просторная, но сложная
для работы, пол спускался под уклон к рампе, кулисы отсутствовали, зато
имелось четыре трюма и громадные колосники. Автором внушительного количества
декораций был Турольф Янссон. Они представляли собой величественную
театральную живопись старой школы: незабываемая живая береза посреди
емтландского ландшафта Арнъёта, жуткий лес с порожистой речкой и
пастбищенскими постройками для стриндберговской «Невесты-девственницы» и
весенний пейзаж для состязания «мейстерзингеров». Вдохновение и знание.
Задники и боковины. Акустически выигрышные, хорошо выполненные
декорации, которые легко менять и хранить. |