Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


г


212


Жиль пелёз


Кино-1. Образ-движение


213


 


ние, требуется посредничество сообщества и самой land. Тут легко узнаваем мир Форда - с его напряженными коллективными сценами (свадьбы, праздники, танцы и песни), с непрерывным присутствием земли и имманентностью неба. Из-за этого некоторые исследователи приходят к выводу о том, что пространство у Форда замкнуто и что в нем нет ни реального движения, ни подлинного времени'. Нам, скорее, представляется, что движение в фильмах Форда реально, однако вместо того, чтобы происходить от одной части кадра к другой или по отношению к некоему целому, изменения в котором оно должно передавать, движение происходит внутри охватывающего и выражает его дыхание. Внешнее охватывает внутреннее, они сообщаются между собой, и мы продвигаемся вперед, переходя от одного к другому в обоих направлениях, следя за образами фильма «Дилижанс», где показ дилижанса изнутри чередуется с показом его снаружи. Можно двигаться от известной точки к неведомой, например, к земле обетованной в фильме «Хозяин фургона», и все равно сутью остается охватывающее, которое включает в себя и известное, и неведомое, - и которое расширяется по мере того, как мы с ггхь мадным трудом продвигаемся, и сужается, когда мы останавливаемся и отдыхаем. Оригинальность Форда состоит в том, что только охватываю-! щее задает меру движения или же органический ритм. Кроме того, оно является плавильным тиглем для разного рода меньшинств, то есть объе-; диняющим их началом, вскрывающим соответствия между ними даже тогда, когда они вроде бы этому сопротивляются; здесь демонстрируется слияние, необходимое для рождения нации: таковы три группы преследуемых, выведенные в «Хозяине фургона», а именно мормоны, бродячие актеры и индейцы.

Пока мы остаемся в рамках этого первого приближения, мы не выходим за пределы структуры САС, ставшей космической или эпической: на самом деле герой становится равным среде через посредничество сообщества, и среду он не изменяет, а лишь восстанавливает в ней циклический порядок2. И все-таки было бы опасным оставить эпи-» ческий гений за Инсом и Фордом, обозначив концепции вестерна бо-,

1  Согласно Митри («Ford». Ed. Universitaires), Форд гораздо более трагичен, неже
ли эпичен, и стремится к построению замкнутого пространства без реальных про
странства и времени: это напоминает «идею движения», внушаемого статически
ми и медлительными образами. Анри Ажель подхватывает эту мысль, приспосаб^
ливая ее к собственным альтернативам «замкнутое - открытое» и «расширенное -
суженное»
(«L'espacecinematographique». Delarge, p. 50—51,139—141).            ,

2  Ср. Dort Bernard в: «Le western», 10-18: определяющим признаком эпо*
пей (пасторальной) является приравнивание души к миру, а героя - к среде; даже
индейцев можно назвать всего лишь злыми силами, которые, однако, сомневают
ся в космосе и его упорядоченности не больше, чем в катаклизмах, пожаре или
наводнении; и труд героя не приводит к видоизменению среды, а восстанавливает
и отвоевывает ее, что немного напоминает протаптывание заросшей тропинки. ,


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz