316 Жиль Делёз Кино-2. Образ-время 317 а также у
Штрауба. Наконец, неподвижная камера уже не является единственной альтернативой
движению. Даже будучи подвижной, камера больше не
довольствуется то наблюдением за движением персонажей, то производством
собственных движений, для которых персонажи - лишь объект, но во всех случаях
подчиняет описание пространства функциям
мысли. И не простое различение между субъективным и объективным,
реальным и воображаемым, а, напротив, их неразличимость
наделяет камеру великим множеством функций и влечет за собой новую концепцию кадра и рекадрирования. Пожалуй, сбывается предчувствие Хичкока: возникает
камера-сознание, определяющаяся уже не через движения, которые она
способна проследить или осуществить, а теми
ментальными отношениями, в которые она
может вступить. Она становится вопрошающей, отвечающей, возражающей, провоцирующей, доказывающей теоремы и
выдвигающей гипотезы, экспериментирующей, - и все это по открытому
списку логических конъюнкций («или»,
«следовательно», «если», «ибо», «фактически», «хотя»...) или же следуя
мыслительным функциям киноправды, а в
этом термине, как заметил Руш, больше правды, нежели кино. Такова тройная трансформация, определяющая «ту сторону» движения. Образу понадобилось освободиться от сенсомоторных связей, перестать быть образом-действием и стать чисто оптическим, звуковым (и тактильным). Но этого недостаточно: чтобы вырваться за пределы клишированного мира, образу необходимо вступить в отношения еще и
с иными силами, открыться могущественным и непосредственным озарениям:
откровениям образа-времени, читаемого образа и образа
мыслящего. Так опсигнумы и сонсигнумы отсылают теперь к «хроносигнумам», «лектосигнумам» и «ноосигнумам»1. Задаваясь вопросом об эволюции неореализма в связи с фильмом «Крик», Антониони писал, что он попытался обойтись без велосипедов, -
конечно, имеются в виду велосипеды Де Сики. Этот «неореализм без велосипедов» заменяет собой недавние поиски движения (балладу) специфической весомостью времени,
ощущаемой персонажами изнутри и подтачивающей их снаружи (хроника)2.
Искусство 1 Термин «лектосигнум» происходит от
греческого слова «lekton», означающего то 2 Текст Антониони,
цитируемый Лепрооном, р. 103: «Сегодня, когда мы, выражаясь |