336 Жиль Делез Кино-2. Образ-время 337 действия, наводняя мир микроинтервалами, он ссылается на «нега На первый взгляд,
в так называемом современном кино происходит
нечто иное: не что-то более прекрасное, глубокое или истинное, а просто иное. Сенсомоторная схема уже не
работает, но она еще не преодолена и не превзойдена. Она оказалась
взломанной изнутри. Т. е. перцепции и
действия уже не выстраиваются в цепи, а пространства больше не координируются
между собой и не заполняют друг
друга. А персонажи, взятые в чисто оптических и звуковых ситуациях, оказываются приговоренными к
блужданиям .или бесцельным прогулкам.
Они превратились в зрителей, существующих лишь в интервале движения и
лишенных утешения чем-то возвышенным, позволившим бы им воссоединиться с
материей или же покорить дух. Можно сказать,
что они смирились с чем-то нестерпимым,
что есть их будничность. Вот тут-то и происходит переворачивание: не только самодвижение становится
аберрирующим, но и аберрация теперь важна сама по себе, так как она обозначает
время как свою непосредственную причину. «Время сорвалось с петель»: эти
петли предназначены ему правилами поведения в мире, а также мировыми движениями. Теперь уже не время зависит
от движения, но аберрирующее движение - от времени. Отношение сенсомоторная
ситуация -> косвенный образ времени сменилось нелокализуемым
отношением чисто оптическая и звуковая ситуация —»непосредственный образ-время. Опсигнумы и сонсигнумы представляют собой знаки
непосредственного представления времени. Лжесогласования — это само нелокализуемое отношение: персонажи уже
не перескакивают через них, а в них
тонут. Куда делась Гертруда? Ушла в монтажные лжесогласования...2 Разумеется, все это существовало в
кино всегда, как и аберрирующие
движения. Но благодаря чему оно наделяется необычайно новым смыслом, так
что получается, что «Гертруду» в эпоху ее создания не понял никто и она
шокировала само восприятие? Критики
настаивали либо на непрерывной преемственности кино в целом, либо на резком разграничении между классикой1
и современностью. Современное кино, заново перечитав всю историю кинематографа, поняло, что кино всегда
складывалось :из 1 Vc rt ov, «Articles, journaux, projets», 10-18,p. 129-132.«Негатив»,очевидно,сле |