2 Ср.: Narboni, Pierre et
Rivette Sylvie. «Montage». «Cahiersdu аберрирующих
движений и лжесогласований. Непосредственный образ-время - это призрак, который
всегда посещал кино, однако, чтобы наделить
его телом, потребовались современные фильмы. Образ этот является виртуальным, в противоположность актуальности образа-движения. Но если виртуальное
противостоит актуальному, то
реальному оно не противопоставлено, совсем нет. Нам еще скажут, что этот
образ-время предполагает монтаж, как предполагает его косвенная репрезентация. Но монтаж изменил свой смысл и получил новую функцию: вместо того чтобы быть
направленным на образы-движения, из
которых он извлекал косвенный образ-время, он указывает на сам образ-время и извлекает из него отношения времени, от которых аберрирующее движение теперь
может лишь зависеть. Согласно выражению Лапужада, монтаж превратился в «монт-раж»
(от франц. montrer «показывать»; — прим.
пер.у. Так теперь оказывается
разорванным круг, по которому план отсылал нас к монтажу, а монтаж — к
плану, когда первый формировал образ-движение, а второй — непосредственный
образ времени. Несмотря на все усилия своих приверженцев (в особенности -
Эйзенштейна), классическая концепция с
трудом избавлялась от идеи вертикальной конструкции, разрабатываемой в двух направлениях, когда монтаж оперировал образами-движениями. Представители же
современного кинематографа часто
замечали, что монтаж уже содержится в образе, или что компоненты образа
уже имеют в виду монтаж. Между монтажом и
планом альтернативы теперь нет (у Уэллса, Рене и Годара). Монтаж то
переходит в глубь образа, то начинает уплощаться: вопрос не в том, как образы нанизываются в цепь, но «что показывает образ?»2 Эта тождественность монтажа
самому образу может возникнуть лишь в
условиях непосредственного образа-времени. В одном чрезвычайно важном
тексте Тарковский пишет, что главное — это способ,
каким время втекает в план, напряженность или разреженность плана,
«давление времени внутри плана». Тем самым этот режиссер как будто вписывается
в рамки классической альтернативы, план или
монтаж, и энергично голосует за план («кинематографические фигуры существуют лишь внутри плана»). Но
это лишь видимость, ибо сила или
давление времени выходит за пределы плана, а сам монтаж работает и живет во времени. Тарковский отвергает тезис,
что кино представляет собой язык, работающий с единицами (пусть даже относительными) различных порядков:
монтаж не является единством высшего
порядка, диктующим свои законы еди- 'Lapoujade Robert. «Du montage au montrage», в: «Fellini», L'Arc. 2 В о n i t ze г, <^сйо/я/>
aveug/e», Carriers ducin^ma-Gallimard, p. 130:«Монтажснова стоит на повестке дня, но в вопросительной
форме, какую Эйзенштейн ему никогда не придавал». |