Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


 


1 Ср. анализ фильма «День начинается» у Андре Базена, «Le cinema francais de la Liberation a la nouvelle vague», Cahiers du cinema-Editions de l'Etoile, p. 53—73.


' Об этом понятии бифуркации ср.: Prigogine et Stengers, «La nouvelle alliance», Galhmard, p. 190. Рус. перевод: Пригожий и Стенгерс, «Новый альянс», М., 1996.


346


Жиль •Д.елез


Кино-2. Образ-время


347


 


ется только один flashback: девушка под конец догадывается, какое отвратительное воспоминание ее мучит, — и объясняется это тем, что прочие flashesback'n ингибированы или заменены повествованиями и гипотезами, хотя соответствующие бифуркации не отменяются и сохраняют необъяснимый секрет навсегда. На самом деле педерастия сына не объясняет ничего. Ревность матери образует первую бифуркацию в тот момент, когда ее заменяет девушка; педерастия - вторая бифуркация, когда сын пользуется девушкой так, как пользовался матерью, расставляя приманки для мальчиков; но есть еще и третья, еще один круг, когда возобновляется описание плотоядных цветов и рассказ об ужасных судьбах пожранных ими черепашек, — и тут flashback обнаруживает под педерастией сына оргиастические мистерии и каннибальские наклонности, жертвой которых, в конце концов, становится он сам, измученный и расчлененный своими молодыми любовниками под звуки варварской музыки трущобного квартала. И под конец создается впечатление, что все перевернется и мать «сожрет» молодого врача, которого примет за сына. И у Манкевича flashback всегда обретает свой raison d'etre в извилистых рассказах, взрывающих причинно-следственную связь, но, вместо того чтобы развеять загадку, отсылающих к другим, еще более глубоким тайнам. Шаброль обрел такую же выразительность в пользовании flashback'aMH в фильме «Виолетта Нозьер», когда он подчеркивает непрерывные бифуркации в жизни своей героини, разнообразие ее лиц, нередуцируемое множество разных гипотез (хотела она пощадить свою мать или нет и т. д.)1

Именно бифуркации времени наделяют flashback необходимостью, а образы-воспоминания — подлинностью, весомостью прошлого, без которой они остались бы условными. Но почему и как? Ответ прост: точки бифуркации чаще всего столь незаметны, что обнаружить их можно лишь задним числом, с помощью внимательной памяти. Такие истории можно рассказывать лишь в прошедшем времени. Уже Фицджеральд, к которому Манкевич весьма близок, непрерывно задавался вопросом: что случилось? Как дошли мы до жизни такой?2 Именно это является главным в трех flashesback'ax о женах из

1  Филипп Каркассонн превосходно проанализировал flash-back у Манкевича, как
прием, взрывающий линейность и дающий отвод причинно-следственной связи'
«Flashback имеет своей целью внушить дополнительность времени, превосходя
щего временное измерение; прошлое теперь не только «до» настоящего, но и недо
стающая часть, бессознательное, а зачастую также и эллипсис». Каркассонн срав
нивает Манкевича с Шабролем: «Далеко не разрешая загадку, возвращение в про
шлое зачастую служит тому, чтобы ее подчеркнуть и даже сделать более тусклой,
обозначив загадочную цепь провалов памяти, которые ей предшествовали»
(Carcassonne, «Coupez!», «Cinematographe», no. 51, octobre 1979).


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz