Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

Ср. превосходный анализ творчества Донена у Алена Массона, р. 99—103.


360


Жиль Делез


Кино-2 Образ-время


361


 


мира, но и переход из одного мира в другой, вход в другой мир, взлом его ворот и разведка. Речь больше не идет о переходе из одного обобщенного реального мира в частные призрачные миры, поскольку единственный реальный мир уже предполагал бы некие сходни, которые не даны нам в мирах, состоящих из образов грез, - как это происходит в инверсии изфильма «Бригадун» , где мы видим реальность, от которой нас отделяет бессмертная и закрытая деревня, лишь при наезде камеры с громадной высоты. Каждый из миров Миннелли и каждая'ею греза замкнуты в себе, и они замыкают в своих пределах все, что содержат, включая самого грезящего. В каждом мире есть свои сомнамбулы-пленники, свои женщины-пантеры, свои стражницы и своИ'сирены. Каждый декор достигает наибольшей мощи и становит-ся'чистым описанием мира, вытесняющим саму ситуацию1. Цвет представляет собой грезу, на не потому, что греза показывается в цвете, а оттого, что цвета у Миннелли имеют высокую абсорбирующую, едва ли не пожирающую функцию. Стало быть, можно просочиться и абсорбироваться, но не погибнуть и не попасться. Танец — теперь не движение из мечты, вычерчивающее некий мир; он углубляетсяи «удваивается», становясь единственным средством входа в иной мир, т. е в мир другого, в грезу*или прошлое другого. «Иоланда и вор» и «пират» — два крупных успеха; в этих фильмах Астер, а потом и Келли, входят в грезу девочки, подчас подвергаясь смертельной опасности2 И во всех иных своих фильмах, не музыкальных, но просто комедиях или драмах, Миннелли чувствует необходимость отыскать эквивалент танца и шесни, который всегда вводит одного персонажа в грезу другого. Так, в фильме «Подводное течение» молодая женщина под мелодию Брамса опускается в самые низины кошмара своего мужа, чтобы достичь нереальной любви неведомого ей брата и тем самым перейти изЪдного мира в другой. Можно вспомнить и символизирующий движение мИра эскалатор, в фильме «Часы» ломающий каблук девочки и уносящий ее в сон наяву, который видит получивший увольнение солдат. В грандиозном фильме «Четыре всадника Апокалипсиса» тяжелый галоп всадников и ужасное воспоминание отца, сраженного молнией, понадобились для того, чтобы вырвать эстета из его грезы и про-

'Renaud Tristan «Mmnelh»,«Dossiers du cinema» «Декор не интегрирован в
мизансцену ради того, чтобы стать одним из формирующих ее элементов, он ста
новится ее мотором», — так что динамика фильмов Миннелли, более важная, чем
повествование в них, «могла бы свестись к путешествию через определенное коли
чество декоров, каковыми можно весьма точно измерить эволюцию персонажа»
2 Жак Фьески проанализировал эту «темную часть» грез у Миннелли, в фильме
«Иоланда и вор» прачки с острыми когтями пытаются завернуть мужчину в просты
ни, а в «Пирате» герой не только абсорбируется в сон девочки, но девочка еще и
впадает в сильный транс под влиянием шара волшебника
(«Cmematographe», no 34,
Janvier 1978, р 16-18)        ( '                                                                                 i


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz