Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


364


Жиль Делез


Кино-2 Образ-время


365


 


дьев из фильма «Семейные драгоценности») или подразумевает других,
которые как бы рассасываются (три героя фильма «Трое на кушетке»),
таково «спонтанное порождение лиц, тел или толп»; таковы агглюти
нации персонажей, которые встречаются, срастаются, а затем расста
ются («Большой рот»)х.                                                                                        ■}
^«Эта новая эпоха бурлеска является и самостоятельным изобрете
нием Жака Тати, и хотя большого сходства между двумя художника
ми нет, зато есть масса соответствий. У Тати оконное стекло, витри-
на,.становится оптико-звуковой ситуацией par excellence. Зал ожида
ния в фильме «Время развлечений», выставочный парк в фильме «Ав
тодвижение» (столь же важное, как и парк аттракционов у Феллини)
способствовали возникновению массы декоров-описаний, опсигну-
мов исонсигнумов, сформировавших новый бурлескный стиль2. Звук,
как мы увидим, вошел в глубоко творческие отношения с визуальным
началом,, ибо и звук» и визуальное перестали быть интегрированны
ми влростые сенсомоторные схемы. Достаточно было появиться гос
подину Юло с его походкой, при которой на каждом шагу рождается
танцор,, то и дело то перестающий, то вновь начинающий танцевать,
космические волны, словно ветер или буря, проникают в маленький
прибрежный отель в фильме «Каникулы господина Юло»; напичкан
ный электроникой дом-из фильма «Мой дядя» становится безумным,
вовлекаясь в обезличенное и прономинализованное движение; рес
торан из фильма «Времяразвлечений» рушится в порыве, заменяющем
описание, ради возникновения нового описания. Господин Юло все
гда готов к тому, что его унесут с собой движения мира, рождению
которых он ,нередко способствует, — хотя и сами по себе они выжида
ют момента, когда смогут возникнуть самостоятельно. Волнение сла
бой амплитуды является сущностью таланта Тати, но оно же и вызы
вает повсеместное размножение господина Юло, создает и разрушает
группы, сплочает, и разлучает персонажей в своеобразном современ
ном балете, например, таком, в котором участвует плитка для моще
ния сада из фильма «Мой дядя», или же сцена, в которой механики из
фильма «Автодвижение» попадают в невесомость. Фейерверк из «Ка
никул господина Юло» — это уже предвосхищение светящегося и раз
ноцветного вихревого следа в электронном пейзаже из «Парада» (по
наблюдению Данейя).                                                        '
I


Тати создал собственную галлюцинаторность, воздержавшись от каких бы то ни было движений, характеризующих музыкальную комедию, каковые могли бы из нее,произойти, в пользу звуковых и визуальных фигур, способных сформировать новый оп-арт или новый сон-арт. Жаку Деми суждено было возобновить сходную с музыкальной комедией оперетту или, как он ее называет, поп-оперу. Он возобновил, возможно, то, что являлось наиболее оригинальным у Рене Клера, когда ситуация превращалась в чистый декор, имеющий значение сам по себе, — тогда как действие уступало место поп-балету с песнями, когда персонажи преследовали друг друга, друг с другом пересекались, играя в «веревочку» и в уголки. У Деми мы видим оптико-звуковые ситуации, воплощенные в разноцветном декоре-описании, н продлеваются они уже не в действии, а в пении, выступающем как своеобразный «сбой» или «сдвиг» действия. Мы встречаем два уровня: с одной стороны, зто сенсомоторные ситуации, определяемые городом, его жителями, населяющими его классами, а также взаимоотношениями, действиями и страстями персонажей. Но, с другой стороны и в более глубоком смысле, город совпадает с тем, что образует его декор, с пассажем Поммерэ; и сопровождаемое пением действие становится движением города и его жителей разного социального уровня, когда персонажи пересекаются, не будучи друг с другом знакомыми, или же, наоборот, узнают друг друга, объединяются, перемешиваются между собой и расстаются в чистой оптико-звуковой ситуации, вычерчивающей вокруг себя имплицированную грезу, «заколдованный круг», своего рода настоящие «чары заклятия» ' У Деми, так же как и у Льюиса и Тати, декор заменяет ситуацию, а чехарда вытесняет действие.


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz