Кино-2. Образ-время 383 сквозь
кристалл мы видим время, вечные основы времени, время нехронологическое, Кроноса, а не Хронос. Это могущественная неорганическая Жизнь сжимает мир в своих тисках. Визионер или ясновидящий — это тот,
кто видит сквозь кристалл, и видит он разбрызгивание времени, в форме удвоения
или раскола. Только, добавляет Бергсоы -этот
раскол никогда не доходит до конца. Фактически кристалл непрестанно обменивает между собой два составляющих
его отчетливо выделяемых образа, актуальный образ проходящего настоящего и
виртуальный образ сохраняющегося прошлого — отчетливо выделяемые и при этом неразличимые, и к тому же, тем более
неразличимые, чем более отчетливо выделяемые, ибо нам не дано знать, который из
них первый, а который — второй. Это неравный обмен, происходящий в точке
неразличимости и формирующий образ со
взаимозаменимыми частями. Жизнь кристалла всегда происходит у предела,
да и сам он — «ускользающий предел между
ближайшим прошлым, которого уже нет, и ближайшим будущим, которого еще
нет <...>, подвижное зеркало, непрерывно
отражающее перцепцию в воспоминании». Следовательно, в кристалле мы видим удвоенность, которую сам
кристалл непрестанно вращает вокруг своей оси, препятствуя ее
завершению, ибо это -постоянное Отличие
от самого себя, различие в процессе собственного творения, непрерывно вбирающее в себя отчетливо
выделяемые термы ради того, чтобы непрерывно их отбрасывать и
активизировать. «Погружение в бездну не
расщепляет единства, это можетсделать внешнее отражение; будучи внутренним отсвечиванием, оно только и может, что единство раздваивать» и подвергать его
«бесконечно возобновляемому и усиливающемуся процессу раскола»'.
Образ-кристалл представляет собой точку
неразличимости двух отчетливо выделяемых образов — актуального и
виртуального, тогда как в кристалле мы видим олицетворенное
время, малую толику времени в чистом состоянии, само различие между двумя образами, которое будет
постоянно восстанавливаться. Кроме
того, мы встретимся с разными состояниями кристалла в зависимости от процессов
его формирования и фигур того, что мы в
нем видим. Ранее мы анализировали элементы кристалла, но еще не его состояние;
теперь же каждое из этих состояний мы можем назвать кристаллом времени2. Великие тезисы Бергсона о времени предстают в следующем виде, прошлое
сосуществует с настоящим, каким оно было; прошлое сохраняется в себе, как прошлое вообще (нехронологическое); каждый момент время расщепляется на настоящее и
прошедшее, проходящее 'Ricardou Jean, p 73. Аналогично этому, по поводу
творчества Браунинга, Сабатье писал: здесь
мы видим отражение, а не двойничество. 2 Понятие «кристалла времени» разработал Феликс Гваттари, «L'mconsaent machinique». Ed. Recherches. |