Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

Эйзенштейн, конечно жъ, (может ссылаться на науку — на математику и биологию. Искусство от этого ничего не теряет, поскольку в кино, как и в живописи, необходимо изобрести спираль, которая отвечала бы теме, и хорошо выбрать точки-цезуры. Уже с этой точки зрения генезиса и роста мы видим, в какой степени суть метода Эйзенштейна состоит в определении примечательных точек или привилегированных моментов. Однако, в отличие от фильмов Гриффита, они не выражают случайных элементов или стечений обстоятельств, вторгающихся в жизнь индивида — напротив, они полностью принадлежат упорядоченной структуре органической спирали. Это мы увидим еще яснее, если рассмотрим новое измерение, которое Эйзенштейн иногда представляет как добавочное к измерениям органики, иногда — как «довершающее» их. Композиция, диалектическое взаимодействие, включает не только органичность, то есть генезис ирост, но также и пафос, или развитие. Пафос не следует смешивать с органичностью. И дело здесь в том, что на спирали от одной точки к другой можно провести векторы, напоминающие хорды дуги или витки спирали. Теперь речь идет уже не о формировании м продвижении вперед самих оппозиций по виткам, а о переходе от одной противоположности кдругой или, скорее, в другую, по хордам: прыжок в противоположное. Существует не только оппозиция между землей и водой, единичным и множественным, но также и переход от одного в другое, и внезапное возникновение другого в едином. Существует не только органическое единство противоположностей, но также и патетический переход от одной противоположности кдругой. Не только органическая связь между двумя мгновениями,1 но и патетический скачок, когда второе мгновение обретает новую мощь, ибо первое в него переходит. От печали к гневу, от сомнения к уверенности, от смирения к бунту... Само патетическое включает два аспекта: это сразу и переход от одного члена противопоставления к другому, от одного качества кдругому, и внезапное возникновение ново-то качества, рождающегося при свершившемся переходе. Это одновременно и «ежа-


тие», и «взрыв»'. В «Генеральной линии» спираль делится на два проти
вопоставленных участка, «Старое» и «Новое», и воспроизводит это де
ление, распределяя оппозиции как по одну, так и по другую сторону:
это и есть органичность. Но в знаменитой сцене с молочным сепара
тором перед нами переход от одного момента к другому, от недоверия
и надежды к триумфу, от пустой трубки к первой капле, — и этот пере
ход ускоряется по мере того, как приближается новое качество, тор-
жествующая'капля Эта капля и есть пафос, качественный скачок или
прыжок. Органичность подобна дуге, это множество дуг, пафос же —
сразу и хорда, и стрела, изменение старого качества и внезапное воз
никновение качества нового,' возведение старого качества в квадрат,
во вторую степень.    о                                                                             >


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz