Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

Benayoun, р. 205.


432


Жиль Деяез


К.ино-2. Образ-время


433


 


приобретает музыка. Рене, следовательно, мог определять, когда он выходит за рамки психологии, а когда он остается в ее пределах, в зависимости от того, анализирует ли он психологию персонажей или же психологию одних только чувств. А чувство непрерывно изменяется, циркулирует по различным полотнищам по мере того, как происходят постепенные преобразования. Когда же преобразования сами формируют полотнище, проходящее сквозь все остальные, это напоминает разрешение чувства от бремени сознания или мысли: это осознание, в процессе которого тени становятся живыми реальностями ментального театра, а чувства - подлинными фигурами в весьма конкретной «мозговой игре». Это гипноз, открывающий мысль как таковую. В одном и том же движении Рене преодолевает персонажей в направлении чувств, а чувства — в направлении мысли, персонажами которой они являются. Поэтому Рене повторяет, что его интересует лишь то, что происходит в мозгу, - церебральные механизмы, их чудовищная хаотичность или же идущие в них творческие процессы1. Если чувства являются мировыми эпохами, то мысль — соответствующее им нехронологическое время. Если чувства — это полотнища прошлого, то мысль и мозг — множество нелокализуемых отношений между всеми этими полотнищами, обволакивающий их континуум, раскручивающий их, словно лопасти, не дающий им остановиться^ застыть в мертвой позиции. Как писал романист Белый, «нас прокручивает кинематографический фильм, подверженный внимательному воздействию тайных сил: стоит фильму остановиться — и мы навсегда застынем в искусственной позе пугала»2. В кинематографе, - утверж-


дал Рене, - нечто должно происходить «вокруг образа, за образом и даже внутри образа». Именно это и происходит, когда образ становится образом-временем. Мир превращается в память, в мозг, во взаимоналожение эпох или лопастей, - но ведь и мозг уже сделался сознанием, продолжением эпох, созданием или развитием все новых долей, непрерывным творением материи, напоминающим производство стирола. Да и сам экран стал мозговой оболочкой, где вплотную и непосредственно сталкиваются прошлое и будущее, внутреннее и внешнее, на неопределимой дистанции и независимо от какой бы то ни было фиксированной точки (возможно, в этом разгадка странности фильма «Ставиский»). Теперь основными чертами образа становятся не пространство и движение, а топология и время.


1   В своих интервью Рене часто рассуждает о двух проблемах: о чувствах «за преде
лами» персонажей и о процессе осознания и о проистекающей из него критиче
ской мысли. Это метод критического гипноза, который ближе к тому, что Дали на
зывал методом критической паранойи, нежели к идеям Брехта. Рене Предаль пра
вильно выделил такой его аспект: «Если Брехт достигал в театре этого результата
при помощи дистанцирования, то Рене, наоборот, обращается к неподдельному
завораживанию. Этот вид гипноза имеет чисто эстетические корни; он дедрамати-
зирует анекдот, прегоггствует идентификации персонажей и направляет внимание
публики только на одушевляющие героя чувства» (р. 163).   '   '


Предыдущая Следующая