Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

1 Невроз, следовательно, является последствием не современного мира, Ко скорее нашей отделенности от этого мира, нашей неприспособленности к этому миру (ср.: L е р го h о n,Seghers,p. 104—106). Моаг, напротив, адекватен современному миру, если называть мозгом, кроме прочего, всевозможные электронные и химические мозги: так происходит встреча мозга и цвета, и не потому, что ее достаточно для того, чтобы изобразить мир в красках, а оттого, что трактовка цвета служит важным элементом в осознании «новогомира» (корректор цвета, электронный образ...). Со всех этих точек зрения Антониони отмечает «Красную пустыню», как поворотный пункт в своем творчестве: ср.: «Entretien avec Antomom par Jean-Luc Godard», в: «La politique des auteurs» Cahiers du cinema-Editions de l'Etoile Один из проектов Антониони, «Технически нежный», демонстрирует усталого человека, который умирает, лежа на спине и глядя в «небо, становящееся все более голубым, и на эту голубизну, которая розовеет», Albatros.


у Кубрика сам мир предстает мозгом, между мозгом и миром суще
ствует тождественность: таковы громадный круглый и светящийся
стол из фильма «Доктор Стрэнджлав», гигантский компьютер из
«Космической Одиссеи: 2001», отель «Оверлук» из «Сияния». Черный
камень из «2001» главенствует как в состояниях космоса, так и на
стадиях церебрального развития: это душа трех тел - земли, солнца
и луны, но также и зародыш трех мозгов - животного, человеческо
го и машинного. Если Кубрик возобновляет тему инициатического
путешествия, то именно потому, что всякое путешествие в мире —
это своего рода исследование мозга. Мир-мозг — это «Заводной апель
син»,
или еще нечто вроде шахматной игры на сферической доске,
где генерал может рассчитывать свои шансы на продвижение по
службе согласно отношению количества убитых солдат к завоеван
ным позициям («Тропы славы»), Но если в расчете есть ошибка, а в
компьютере происходит сбой, то причинам том, что мозг в такой же
степени невозможно назвать системой разумной, как и мир — раци
ональной. Тождественность мира и мозга»т.,е. одного автомата <~
другому, формирует не целое, а, скорее некий предел, мембрану,
вызывающую контакт между внешним и внутренним, делающую их
предстоящими друг другу, сталкивающую или сопоставляющую их.
Внутреннее — это психология, прошлое, инволюция, целая глубин^
ная психология, подтачивающая мозг. Внешнее — это космология
галактик, будущее, эволюция, всяческие сверхъестественные силы,
взрывающие мир. Обе силы представляют собой силы смерти, зак
лючающие друг друга в объятия, обменивающиеся между собой энер
гией, и-в предельных случаях становящиеся неразличимыми. Безум
ное неистовство Алекса из «Заводного апельсина» — это внешняя сила,
и лишь впоследствии она переходит на службу к внутреннему, тоже
безумному, порядку. В «Космической Одиссее» в автомате сначала про
исходит сбой по внутренним причинам, а затем проникающий из
вне астронавт производит ему лоботомию. А как определить, что в
«Сиянии» приходит изнутри, а что — извне, где там экстрасенсорная
перцепция, а где — галлюцинаторные проекции?1 Мир-мозг строго
неотделим от сил смерти, проницающих мембрану в двух направле
ниях. Некое примирение может произойти разве что в неизвестном
нам измерении, когда регенерация мембраны утихомирит внешнее да
внутреннее и воссоздаст мир-мозг как целое в гармонии сфер. К кон
цу «Космической Одиссеи» именно сообразно четвертому измерению
зародышевая и земная сферы получают шанс вступить в новые, не
поддающиеся измерению и неведомые отношения, которые смогут
преобразовать смерть в новую жизнь.                                                               ',   .


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz