Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

2  Ср.: G a n с е Abel. ibid.


96


Жиль }\елез


Кино-1 Образ-движение


97


 


оне» две свои основные формы: с одной стороны, оригинальное использование наложения кадров, с другой же — изобретение тройного экрана и «поливидения». Накладывая друг на друга массу кадров (иногда—до шестнадцати), используя незначительные времени ые смещения между ними, добавляя одни кадры и устраняя другие, Ганс прекрасно понимал, что зритель этих «накладок» (в прямом смысле) не увидит: ведь воображение здесь преодолевается, оно исчерпывает себя Hi быстро доходит до собственных, пределов. Но режиссер здесь рас-считывалма воздействие, которое все эти накладки оказывают на душу, а также на создание ритма, чьи элементы то добавляются, то убираются: этот ритм сообщает душе идею целого как ощущение чрезмерности или беспредельности. Изобретая тройной экран, Ганс достиг одновременного показа трех аспектов одной и той же сцены либо трех различных сцен и создал так называемые «необратимые» ритмы, начальная точка одного из которых представляет собой конечную точку другого, а смысл центральной точки является общимдля обоих. Объединяя одновременность наложения кадров с одновременностью контр-наложения, (Ганс поистине творит образ в виде абсолютного движения изменяющегося целого. Это уже не область относительных явлений, таких, как переменный интервал, кинетическое ускорение или замедление материи, а зона абсолютного: светозарной одновременности, протяженного света, изменяющегося целого, представляющего собой Дух (уже не> органическая спираль, а великая духовная спираль у Ганса и Л'Зрбье иногда достигается непосредственно с помощью движений камерыХ Вот где точка соприкосновения этих режиссеров с «симультанеизмом» Делоне1.

Короче говоря, именно Ганс был первооткрывателем возвышенного кинематографа во французской школе. Состав образов-движений всегда показывает образ времени в двух аспектах: времени как интервала и времени как целого, времени как переменного настоящего и времени как безмерности прошлого и будущего. К примеру, в фильме Ганса «Наполеон» постоянное присутствие людей из народа — солдата гвардии и маркитантки — вводит «хроническое настоящее» простодушного и непосредственного свидетеля в эпическую безмер-

1 Делоне противопоставляет себя футуристам, считавшим одновременность пределом непрерывно ускоряющегося кинетического движения С точки зрения Делоне одновременность не имеет ничего общего с кинетическим движением, но связана с чистой подвижностью света, который создает светозарные и красочные формы и включает их в соприродные времени диски И спирали С концепциями Делоне французские кинематографисты могли познакомиться благодаря БлезуСандрару Ср текст Ганса «Le temps de l'mrage eclatee» в книге Sophie Dana, «Abel Gance hieret demain», Ed la Palatine. У Мессиана можно найти аналогичный «симулътанеизм» в музыке, и определяется он «ритмами с добавляемым смыслом» и «необратимыми ритмами» (G о 1 6 a. «Rencontres avec OlivierMessiaen» Jullmrd, p 65 sq )


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz