Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

1 О геометрии у Ланга, ср   Eisner  Lotte, «L' ёсгап demomaque», главы «Architecture et paysage de studio» и «Le mamement des foules».


 


102

Жиль Делёз

тейна и его невесты. Штрогейм извлекает из них необычайные сочетания, в которые вовлекает живых людей, как злодеев, так и их невинные жертвы: так, в «Королеве Келли» простодушная девушка оказывается буквально меж двух огней, между огнем свеч на столе перед ней, отблески которого переливаются у нее на лице, и огнем в камине позади нее, образующем вокруг нее светозарный ореол (потому-то ей стало жарко, и она попросила снять окутывающую ее мантию...). Но подлинным королем всех этих этапов и примет, возвещающих сразу и пришествие дьявола, и гнев Божий, был все-таки Мурнау'. Фактически Гете показал, что интенсификация с двух сторон (желтого и синего) не ограничивается красноватыми отблесками, сопровождающими ее из-за растущего воздействия сияния, но доходит до кульминации в пронзительном красном цвете, и это — третий цвет, обретший независимость, это чистая раскаленность или пламя ужасного света, которому под силу сжечь мир и его тварей. Это выглядит так, будто конечная интенсивность теперь, у предела собственной интенсификации, обнаруживает сияние бесконечного, от которого мы отправлялись. Бесконечное не переставало работать в рамках конечного, конечное же восстанавливает его в этой по-прежнему ощутимой форме. Дух не покинул Природу, он одушевил всю неорганическую жизнь, но смог себя там обнаружить и обрести лишь как дух зла, сжигающий всю Природу. Таков пламенный круг в сценах призыва к демону у Ве-генера в «Големе» и у Мурнау в «Фаусте». Таков костер Фауста. Такова «фосфоресцирующая голова демона с очами печальными и пустыми» у Вегенера. Таковы пылающие головы Мабузе и Мефистофеля. Вот они, кульминационные моменты, встречи с бесконечным, которое стало духом зла: в частности, у Мурнау в «Носферату» мы встречаем не только все оттенки светотени, контражура и неорганической жизни теней, не только все моменты, через которые проходит красноватый отблеск, но еще и кульминацию, когда мощный свет (беспримесно красный) отделяет этот отблеск от сумеречного фона, выводит его из еще более явно обозначенной бездны и наделяет его подобием всемогущества, превосходящего его обыденную форму2.

1  Подобный анализ мерцания см.: Rohme x.«L'organisationdel'espacedansle "Faust"
de Mumau»,
10—18, p. 48. А Элиана Эскубас в ранее цитировавшейся статье изучает
эффекты сияния и интенсификации цвета согласно гетевской теории красок.

2  В о u v i e r et Leutrat,«Nosferatu».Cahiersducinema-Gallimard,p. 135—136:
«Блики, вычерчивающие белый круг позади персонажей так, что кажется, будто
формы не столько определяются собственным движением, сколько исключены из
него, — будто их преследует какая-то бездна или же фон более изначальный, неже
ли тот, что находится у них на заднем плане, в итоге оказывающемся частично по
груженным в свет. <...> Благодаря такому разрыву перед этим световым пятном
возникает и вторгается в кадр призрак, вырисовывающийся на фоне, и нельзя ска
зать, что он всегда скрыт «рассеивании вглубь, ассоциирующемся, например, со све-


Предыдущая Следующая