Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

В е г g s о n, «L'energiespirituelle», p. 920 (139).


128


Жиль Деле?


Кино-1 Образ-движение


129


 


нии субъективности или же объективности конкретного образа). Такой
кинематограф становится весьма своеобычным и стремится «дать почув
ствовать» камеру. И вот Пазолини анализирует сумму стилистических
приемов, свидетельствующих об этом рефлектирующем сознании или
же о чисто кинематографическом cogito: таковы «настойчивое» или «на
вязчивое» кадрирование, при котором камера ожидает, пока персонаж
войдет в кадр, что-то сделает или скажет, а затем выйдет, тогда как сама
она продолжает кадрировать опустевшее пространство, «возвращая кар
тине ее беспримесный и абсолютный смысл», «попеременное использо
вание различных объективов при работе с одним и тем же образом» и
«ежеминутные наезды камеры» удваивают перцепцию эстетически са
мостоятельного сознания.. Словом, коль скоро образ-перцепция пере
осмысляет собственное содержание при помощи становящегося авто
номным сознания-камеры, он обретает статус несобственно-прямой
субъективности («поэтический кинематограф»)^                         <

Возможно, медленная эволюция кино перед обретением им такого самосознания была необходима^ В качестве примеров Пазолини рассматривает творчество Антониони и Годара. И по сути дела, Антонио-ни является одним из мастеров навязчивого кадрирования: именно у него персонаж-невротик, или же человек, утративший самотождественность, входит в «несобственно-прямые» отношения с поэтическим мировидением автора, которое утверждается в персонаже и сквозь персонажа, не переставая во всем от него отличаться. Предсуществующий кадр способствует отрешенному любопытству персонажа, созерцающего собственные действия. Образы, порожденные фантазией невротика или невротички, тем самым становятся видениями режиссера, когда тот движется и размышляет посредством фантазмов собственного героя. Может быть, современному кино столь необходимы персонажи-невротики, именно из-за потребности отразить несобственно-прямую речь или же «нелитературный язык» современного мира? Впрочем, если поэтическому сознанию Антониони присущ сугубый эстетизм, тр го-даровское поэтическое сознание скорее «технично» (хотя и не становится от этого менее поэтичным). К тому же, как справедливо заметил Пазолини, хотя 1Ъдар и выводит на сцену определенно больных л «совсем свихнувшихся» персонажей, те не лежат в больнице и це> утратили ни крупицы собственной материальной свободы, полны жизни и скорее знаменуют собой возникновение нового антропологического типа1.

К своему списку примеров Пазолини мог бы добавить себя самого и Ромера. Ибо фильмы Пазолини характеризуются как раз поэтичес-

1 Пазолини намечает превосходную параллель между, с одной стороны, Антонио
ни и его «падуо-романским» эстетизмом, а, с другой — Годаром и его анархическим
техницизмом отсюда проистекают различия между «героями» обоих авторов. Ср.
«L'expenence heretique»,p 150—151                                                                    fi


Предыдущая Следующая