Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


130


Жиль Делез


Клно-1 Образ-движение


131


 


проблему взаимоотношений образа со словом, фразой и текстом; отсюда в их фильмах особую роль играют комментарий и монтажная вставка.

Сейчас нас, однако, интересуют не взаимоотношения кино с язы
ком (langage); их мы проанализируем лишь впоследствии. И поэтому
из важнейшего тезиса Пазолини мы вычленим лишь следующее: об
раз-перцепция может обрести особый статус в «несобственно-прямой
субъективности», напоминающей отражение образа в самосознании
камеры. Следовательно, уже не важно знать, объективен или субъек
тивен такой образ: если угодно, он полусубъективен, но эта полусубъ
ективность не обозначает ничего переменного или неясного. Она уже
предполагает не метание образа между двумя полюсами, а его обез
движивание под воздействием эстетической формы высшего поряд
ка. Образ-перцепция обретает здесь характерную примету своей ком
позиции. Если воспользоваться термином Пирса, его можно назвать
«дицисигаумом» (с той лишь разницей, что Пирс так называет все
предложения, тогда как у нас речь идет об особом случае предложе
ния с несобственно-прямой речью, или, скорее, о соответствующем
образе). Именно здесьсознание-камера обретает высочайшую степень
формальной детерминации.                                                                                    

Как бы там ни было, предложенное нами решение связано лишь с номинальным определением «субъективного» и «объективного». Оно подразумевает такую степень развития кинематографа, когда он уже научился не доверять образу-движению. А что же произойдет, если мы, наоборот, будем исходить из реального определения двух полюсов или же двойной системы? Бергсонианство дает нам следующее определение: субъективной будет такая перцепция, при которой образы варьируют в отношении образа центрального и привилегированного; объективной же — такая, что присуща вещам, где все образы всеми своими гранями и во всехсвоих частях варьируют в отношении друг друга. Эта дефиниция, разумеется, не только дает нам представление о разг-личии между двумя полюсами перцепции, но и обеспечивает возможность перехода от субъективного полюса к объективному. Ведь чем больше привилегированный центр будет сам вовлечен в движение, тем сильнее он будет тяготеть к ацентрической системе, где все образы варьируют по отношению друг к другу и стремятся вернуться к взаимонаправленным действиям и вибрациям первозданной материи. Что может быть субъективнее бреда, грезы или галлюцинации? Ас другой стороны, что может быть ближе их же к материальности, состоящей


из световых волн и взаимодействия молекул? Французская школа и немецкий экспрессионизм открыли субъективный образ, но в то же время они донесли его до самых пределов мироздания. Приведя в движение саму центральную точку отсчета, движение удалось повысить в ранге с частного до множественного, с относительного до абсолютного, с последовательного до одновременного. Примером этого может служить сцена в мюзик-холле из «Варьете» Дюпона, где качающийся воздушный гимнаст видит толпу и потолок как одно в другом, как дождь искр и вихрь переливающихся пятен'. А в «Верном сердце» Эпштейна к одновременности движения того, кто видит, и движения видимого — при головокружительной утрате неподвижных точек — тяготеет сцена в ярмарочном балагане. И, несомненно, образ-перцепция здесь оказывается уже трансформированным посредством эстетического сознания (ср. знаменитую «фотогению» французской школы). Но это эстетическое сознание пока еще не является сознанием формальным и рефлектирующим, оно не преодолевает движения; это сознание «наивное», или же, по выражению феноменологов, нон-те-тическое2, - действующее сознание, которое усиливает движение и наделяет им материю, при всей радости открытия активности монтажа и камеры. Это не образ-перцепция, а нечто иное, не лучше и не хуже его.


Предыдущая Следующая