Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


140


Жиль Делёз


Кино-1. Образ-движение


141


 


ма. Это знак его генезиса. В крайнем случае речь следует вести уже не о текучей, а о «газообразной» перцепции. Ибо если мы исходим из твердого состояния, в котором молекулы не обладают свободой перемещения (молярная, или человеческая перцепция), то впоследствии мы переходим к состоянию жидкому, когда молекулы «плавают» с места на место и одни из них проскальзывают между другими; а в конце концов добираемсядо газообразного состояния, определяемого свободной траекторией пробега для каждой материи. Согласно Вертову, возможно, продвигаться следует именно сюда, до зернистости материи или до газообразной перцепции, то есть дальше перетекания.

Как бы там ни было, экспериментальное американское кино устремилось в этом направлении и, порвав с водным лиризмом французской школы, признало влияние Вертова. Важным аспектом этого кинематографа было достижение «чистой» перцепции, такой, какова она в предметах или в материи, на уровне молекулярных взаимодействий. Так, Брэкхейдж исследует сезанновский мир до возникновения человека, «нашу зарю», рассматривая всевозможные, зеленые пейзажи глазами младенца, попавшего на лужайку1. Майкл Сноу отказывается от какого бы то ни было центрирования камеры и снимает общее взаимодействие образов, которые варьируют по отношению друг к другу, по всем своим граням и во всех своих частях («Центральный район»)2. Белсон и Джейкобе возводят формы и движения цвета к молекулярным или же атомным силам («Феномены», «Momentum»). Так что если в кино и существует какая-то константа, то это именно построение различными средствами газообразного состояния перцепции. Что же это за средства? Мерцающий монтаж: выведение фотограммы за пределы среднего образа и высвобождение вибрации за рамками движения (отсюда понятие «фотограмма-план», определяемое циклическим процессом, при котором серия фотограмм повторяется с интервалами, допускающими наложение кадров). Сверхбыстрый монтаж: выделение точки инвер-, сии или преобразования (ибо с обездвиживанием образа соотносит-

1   Ср. Marcorelles, «Elements pour un nouveau cinema», Unesco: «Сколько цве
тов существует в поле восприятия ползающего младенца, который не осознает зе
леного цвета?»

2   Сноу снимает «дегуманизированный ландшафт» без всяких следов человеческого
присутствия, подчиняя камеру автоматическому устройству, непрерывно варьирую- ^
щему ее движения и углы съемки. Тем самым он вызволяет глаз из плена обреченно
сти на относительную неподвижность и зависимости от координат. Ср.:
«Cahiers de
cinema»,
no. 296, Janvier 1979 (Мари-Кристин Кестербер: «Приводимая в действие с'
помощью особого устройства и регулируемая звуком, наводка камеры совершенно
утрачивает центрирование согласно зрению, пользующемуся фронтальной перс
пективой. Камера остается монокулярной, однако речь здесь идет о глазе нереф-
лектирующем и сверхподвижном»).


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz