Е.Карцева Клее
(Klee) Пауль
(1879-1940)
Известный немецкий
художник, один из крупнейших представителей авангарда. Родился в Швейцарии в семье немецкого гражданина. Отец и
мать были профессиональными музыкантами. Учился в Берне в гимназии с
литературным уклоном, с 7 лет играл на скрипке, писал стихи, рано начал
рисовать. Одинаково любил живопись и музыку. Профессиональный выбор сделал в
пользу первой, т.к. считал, что музыка достигла своих вершин уже в XVIII в. у
великих Баха и Моцарта и в ней нельзя больше сказать ничего нового. Живопись
же, был убежден юный К., еще не исчерпала своих возможностей, что и привлекло
его к ней. В 1898-1901 гг. учился живописи в Мюнхене; 1901-1902 гг. —
длительная поездка в Италию для изучения искусства; Художественно-эстетические взгляды К. формировались на основе многих и достаточно разных источников, как собственно и у большинства художников авангарда начала века. Здесь и психофизиологические труды Э.Маха по восприятию, и работы В.Воррингера об абстракции и вчувствовании, книги Кандинского «О духовном в искусстве» и Г.Принцхорна «Изобразительное искусство душевнобольных», статья Делонэ «О цвете», художественно-эстетические интересы группы «Синий всадник», позже — идеи Gesamtkunstwerk, развиваемые в Баухаузе, внимание к конкретным приемам и элементам изобразительно- 240 выразительного языка, поиск путей объединения прикладных и «изящных» (неутилитарных) искусств. Основное творческое credo К.: «Искусство не передает видимое, но делает видимым» то, что по природе своей невидимо. Современность, убежден К., открыла, что видимый мир — лишь частный пример целостного вселенского бытия, и существует множество скрытых, невидимых аспектов этого целого, которые и призван вы-явить художник своим творчеством. Отсюда его пристальный интерес к «пра-феноменам» и «пра-законам» искусства и художественного мышления, которые уже в мюнхенский период он усматривал в творчестве первобытных народов, детей, душевнобольных. Именно в их целостном видении бытия, его глубинных основ, в их неискаженных правилами и условностями цивилизации (в том числе и художественного образования) наивно-провиденческих художественных языках усматривал он мощные импульсы к реформированию искусства. |