Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru


Психоз (Psycho, 1960), США, Производство - Shamley Productions
Продюсер - Альфред Хичкок
109 мин., черно-белый

В главных ролях:
Энтони Перкинс (Anthony Perkins) - Норман Бейтс (Norman Bates)
Джанет Ли (Janet Leigh) - Мэрион Крейн (Marion Crane)
Вера Майлс (Vera Miles) - Лайла Крейн (Lila Crane)
Джон Гевин (John Gavin) - Сэм Лумис (Sam Loomis)
Мартин Бальзам (Martin Balsam) - детектив Арбогаст (Milton Arbogast)
Джон МакИнтайр (John McIntire) - шериф Эл Чемберс (Al Chambers)

Сценарий - Джозеф Стефано (Joseph Stephano) по одноименному роману Роберта Блоха (Robert Bloch)

Музыка - Бернард Херрманн (Bernard Herrmann)

Оператор - Джон Л. Рассел (John L. Russell)

Дочь режиссера Патриция сыграла роль Кэролайн (Caroline) - секретаря босса Мэрион.

Сам Хичкок появляется в начале фильма - мы видим его стоящим около офиса Мэрион в ковбойской шляпе.


Синопсис
Молодая девушка Мэрион Крэйн, сотрудница фирмы, сбегает с крупной суммой денег - 40 тыс. $, которые ей доверили положить в банк. Желая укрыться от полиции, она останавливается в уединенном мотеле, не подозревая, что ей грозит еще большая опасность. Она знакомится с хозяином мотеля Норманом Бэйтсом - молодым парнем, живущим отшельником вместе со своей больной матерью.

За кадром
Фильм был снят по роману Роберта Блоха, основанному на реальных фактах о деле известного маньяка Эда Гейна (Ed Gein), который также стал прообразом Ганнибала Лектора из фильма Молчание ягнят.
Хичкок анонимно купил авторские права на роман Блоха всего за 9 тыс. $
Съемки проходили с использованием телевизионной техники и участием телевизионной команды хичкоковского сериала Альфред Хичкок Представляет, т.к. крупные киностудии отказались от столь жесткого материала.
Фильм обошелся Хичкоку в 800 тыс. $, а принес прибыли более 40 млн. $.
Хичкок скупил все доступные экземпляры романа Блоха, чтобы сохранить в тайне концовку фильма.
Он добился того, чтобы в кинотеатры не пускали опоздаваших (тогда можно было войти в зал в любое время от начала сеанса), т.к. придавал большое значение обману зрителей - ложной завязке в виде кражи 40 тыс. $. К тому же Джанет Ли была заявлена как исполнительница главной роли, а ее героиню убивают в первой половине фильма.
Кадр спускаемой в унитазе воды - первый откровенный кадр подобного рода в истории кино, вызвавший бурную реакцию у критиков.
Самая известная сцена фильма - сцена в душе (shower scene), длительностью 45 сек., которая снималась 7 дней и имеет свыше 90 монтажных стыков.
Конструкция ванной состояла из четырех раздвигающихся стен, чтобы камера могла занять любое необходимое положение.
Энтони Перкинс не принимал участия в съемках сцены в душе - в это время он был в Нью-Йорке. В ванную комнату с ножом в руке входила молодая женщина в парике. Чтобы создать впечатление темного неясного силуэта на экране, источник света был расположен позади нее, а лицо ее было специально затемнено.
В сцене в душе снималась обнаженная модель, которая дублировала Джанет Ли. Были показаны только кисти рук, плечи и голова Ли, все остальное принадлежало ее дублерше.
Кровь в этой сцене - ничто иное как шоколадный соус.
Для съемки кадра внутри струи душа пришлось закрыть центральные отверстия в головке душа, чтобы вода текла мимо объектива камеры.
Крупный план мертвого тела Мэрион - стоп кадр. Жена Хичкока, просматривая черновой вариант фильма, указала, что заметно, как Джанет Ли глотает.
Звук ножа, пронзающего тело - фактически звук прокалывания дыни.
Хичкок сначала задумал сцену в душе как полностью немую, но Бернард Херрманн смог переубедить его.
Фильм сначала не допускали к выходу - перед релизом заметили, что Джанет Ли дышит во время сцены в душе. Хичкок ничего не стал менять, а вновь послал фильм на просмотр, надеясь что во второй раз на этом не будут заострять внимание и никто ничего на заметит.
После выхода фильма на экраны Хичкок получил письмо от отца одной девушки, разгневанного тем, что после сцены в душе его дочь боится зайти в ванную - Хичкок ответил: отдайте ее в химчистку.
По воспоминаниям Джанет Ли, чтобы проверить, насколько страшна для зрителя мумия матери, Хичкок подложил мумию ей в комнату, желая узнать, как сильно она закричит, обнаружив ее.
Знаменитое падение навзничь детектива Арбогаста после его убийства на лестнице было снято с помощью специальной техники. На самом деле актер не падал - его ноги не попадали в кадр. Сначала сняли лестницу с крана сверху вниз без актера. Потом посадили Мартина Бальзама в кресло перед специальным экраном, на который проецировался план ступеней. Актеру лишь оставалось взмахнуть руками, как бы теряя равновесие.
В фильме есть два эпизода, снятые с высокой точки - убийство детектива Арбогаста и второй, когда Бейтс по лестнице тащит на руках мать в подвал. Хичкок говорил по поводу них следующее: "Я обошелся одним кадром Арбогаста, подымающегося по лестнице, и, когда он поднялся на верхнюю ступеньку, я стал снимать камерой, установленной очень высоко. Это сделано было по двум причинам. Во-первых, оттуда можно было так снять старую даму, что публика не заподозрила бы меня в том, что я нарочно скрываю ее лицо-иначе она была бы разочарована. Главная же причина, в силу которой я поднял камеру так высоко, заключалась в том, что мне необходимо было создать контраст между общим планом и крупным планом головы, когда героя моего настигал нож. ... В кадре сверху мать появляется неожиданно, и встык я монтирую движение ножа. А потом идет крупный план Арбогаста. Мы положили на его лицо пластиковый тюбик с гемоглобином, и как только нож протыкал его, на лице появлялась струйка крови, потекшая по той линии, которую мы прочертили заранее. И Арбогаст падает на лестницу. ... Когда Перкинс шел по лестнице, я поднял камеру. Он входит в комнату, мы его не видим, но слышим его слова: "Мама, я провожу тебя вниз. Они тут везде шныряют". И потом мы видим, как он тащит ее в подвал. Мне хотелось снять сцену, когда он ее тащит, одним куском, и притом сверху (я объяснял, почему), но чтобы зритель не удивился, отчего это камера вдруг подпрыгнула. Поэтому камера двигалась по тросу параллельно Перкинсу, и прерывать план-эпизод не пришлось. И когда камера поднялась на самый верх, к двери, она повернулась и нацелилась на ступени вниз. Тем временем спором матери и сына я отвлек внимание зрителей от деталей поведения камеры. Она же оказалась над Перкинсом и оттуда показывала, как он тащит мать в подвал. Отменное удовольствие-водить публику за нос с помощью камеры."
В конце фильма мы видим стоп-кадр, на котором совмещен человеческий череп с лицом Нормана Бэйтса.

История происхождения дизайна дома позади отеля.
Из интервью Хичкока можно предположить, что он навеян северокалифорнийской архитектурой. В Санта-Круз есть местная легенда, которая гласит, что прототипом особняка Бэйтса стал отель Hotel McCray (в настоящее время вилла Sunshine Villa) - сам дом этот был построен в 1860-х годах и принадлежал первоначально семейству Kittredge, затем неоднократно менял владельцев и стал в конце концов притоном для торговцев наркотиками и сатанистов, до тех пор, пока не был преобразован в отель. Есть другая точка зрения - будто бы праобразом знаменитого дома стал "Дом у железной дороги" - картина американского художника Эдварда Хоппера (Edward Hopper, 1882 - 1967) - представителя магического реализма, чей самобытный живописный стиль нашел выражение в городских жанрах, интерьерах, пейзажах Нью-Йорка и провинциальной Америки.

ХОППЕР - ДОМ У ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (HOUSE BY THE RAILROAD, 1925) ДОМ ПОЗАДИ МОТЕЛЯ (ИЗ ФИЛЬМА PSYCHO) HOTEL MC'CRAY (СЕЙЧАС SUNSHINE VILLA), САНТА-КРУЗ


Фотографии