Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru

Не тот человек


Не тот человек (Wrong Man, The), США, Производство - Warner Brothers
107 мин., черно-белый
Дата релиза в США - 22 декабря 1956 года
Продюсеры - Альфред Хичкок (не указан в титрах), Герберт Колмэн (Herbert Coleman)

В главных ролях:
Генри Фонда (Henry Fonda) - Мэнни Балестреро (Manny Balestrero)
Вера Майлз (Vera Miles) - Роуз Балестреро (Rose Balestrero)

Сценарий - Максвелл Андерсон (Maxwell Anderson), Ангус МакФэйл (Angus MacPhail) по рассказу Максвелла Андерсона "Правдивая история Кристофера Эммануэля Балестреро" (The True Story of Christopher Emmanuel Balestrero)

Музыка - Бернард Херрманн (Bernard Herrmann)

Оператор - Роберт Беркс (Robert Burks)

Хичкок появляется в прологе, от своего имени обращаясь к зрителям, заявляя, что его новый фильм основан на реальной истории.



Именно так Хичкок захотел появиться на экране, хотя эпизод с его обычным камео был уже отснят - он стоит в ресторане за спиной Мэнни. Этот кадр в фильм не попал.



Синопсис
История о том, как простого музыканта по ошибке обвинили в ограблениях, которые он не совершал.

За кадром
Этот фильм действительно основан на реальной истории, о которой Хичкок узнал из журнала. История о том, как простого человека обвинили в преступлениях, которые он не совершал, арестовали и отправили под суд, настолько привлекла внимание Хичкока (т.к. стала жизненной иллюстрацией к излюбленной его теме - обвинение и преследование невиновного), что Хич решил снять фильм в псевдодокументальной манере - в черно-белом цвете, напрямую обращаясь к зрителям в прологе. Хичкок рассказывал Трюффо: "Для достижения достоверности все было скрупулезно реконструировано с помощью тех самых людей, которые участвовали в настоящей драме. Мы даже использовали некоторых из них в отдельных эпизодах, и, где было возможно, снимали относительно неизвестных актеров. Съемки проводились на местах реальных событий. В тюрьме мы наблюдали за жизнью заключенных, видели, как они переносят свое постельное белье и одежду, потом мы нашли пустую камеру и заставили Фонду исполнять все тюремные ритуалы точно так же, как это делали заключенные. Мы использовали ту самую психиатрическую лечебницу, куда попала жена обвиняемого, и попросили играть в фильме подлинных врачей."
Не тот человек - самый противоречивый фильм Хичкока. По мнению Трюффо, драматизировав реальные события, Хичкок отнял у них всю подлинность. И поэтому эта реальная история трогает зрителя меньше, чем аналогичная, но выдуманная абсолютно невероятная история Роджера Торнхилла из фильма На север через северо-запад, снятого всего тремя годами позже и считающегося энциклопедией хичкоковского стиля.
Философ Славой Жижек в статье Что не так с "Не тем человеком"? дает анализ причин этого противоречия. "С одной стороны, "Не тот человек" - это Хичкок в наиболее чистом виде. Его особая привязанность к этому фильму подтверждается исключительным характером появления режиссера в кадре: в прологе Хичкок обращается непосредственно к зрителям, напоминая им, что они увидят трагедию, взятую из реальной жизни. Этот пролог производит впечатление безоговорочного оправдания: извините, но вы не увидите обычных трюков <...> из триллеров - здесь все взаправду, я выложу свои карты на стол и сообщу то, что хотел, напрямую, не облачаясь в обычный комедиантский костюм... С другой стороны, столь же очевидно и то, что в самой основе этого фильма что-то не так: в нем есть глубинный изъян. Следовательно, надо ответить на два вопроса: Что за послание Хичкок пытался выразить в "Не том человеке" "напрямую" и почему ему это не удалось? <...> ответ на наш первый вопрос таков: в фильме "Не тот человек" в наиболее чистом виде инсценирована теологическая подоплека "хичкоковской вселенной", где героями по своему произволу распоряжается темный бог <...> Эти боги слепы в своем блаженном неведении; их механика работает независимо от мелких человеческих дел; <...> Что касается нашего второго вопроса <...> Хичкок в качестве великого автора представляет собой уменьшенное <...> отражение непостижимого и своевольного Творца. А сложность с "Не тем человеком" заключается в том, что в этом фильме Хичкок отверг такую роль "великодушного злого Бога" и попытался передать послание "напрямую" и "серьезно", получив парадоксальный результат - само его послание лишилось убедительности. <...> Когда Хичкок поддался искушению "серьезного" психологического реализма, даже самые трагические моменты, запечатленные в фильме, почему-то не трогают нас, несмотря на то, что Хичкок прилагает неописуемые усилия, чтобы вызвать у нас потрясение..."
Что это за усилия, он сам в свое время рассказал: "...мой фильм показывает все так, как это видит сам заключенный. В самом начале его арестовывают и сажают в машину между двумя полицейскими. Возникает крупный план его лица, а когда он смотрит налево, мы видим с его точки зрения массивный профиль его стража. Потом он поворачивается направо, и мы видим другого стража, прикуривающего сигарету; он смотрит прямо перед собой и видит в зеркале наблюдающего за ним водителя. Машина трогается, и он оглядывается на свой дом. На углу квартала находится бар, куда он обычно ходил, перед баром играют девочки. Когда они проезжают мимо стоящей машины, женщина в ней настраивает радио. Во внешнем мире все происходит, как обычно, словно ничего особенного не случилось, только он находится в автомобиле и лишен свободы. Вся постановка носит субъективный характер. Например, ему надевают наручники, чтобы связать его с конвоиром. Во время переезда из полицейского участка в тюрьму его охраняют разные люди, но ему стыдно, он не поднимает головы, глядя все время себе под ноги, а потому мы ни разу не видим сопровождающих его полицейских. Время от времени один из наручников открывается и видно новое запястье. Точно так же во время всего переезда мы видим только ноги стражей, пол и нижнюю часть дверей."
Неудачность картины признавал и сам Хичкок: "Да, мое стремление точно следовать подлинной истории привело к нескольким провалам в конструкции фильма. Первый провал- это долгий перерыв в истории героя, возникший потому, что мне хотелось показать, как его жена постепенно сходит с ума. Поэтому, когда мы подходим к суду, драматическое напряжение уже утрачено. Потом суд кончался слишком резко, как это и произошло в жизни. Возможно, я был слишком захвачен идеей подлинности, чтобы позволить себе необходимое отступление в трактовке драмы."
Кстати, настоящего преступника можно несколько раз видеть по ходу фильма - около клуба Аист, в галлерее Виктора Мура и около винного магазина.

Фотографии