40 I.
Критика чистого ужаса
Первый вопрос, которым нам следует
задаться, приступая к формулированию любой философской системы, таков: что мы,
собственно, знаем? То есть в каком именно нашем знании мы уверены или уверены,
что мы знаем, что знали нечто, если оно вообще является познаваемым. Или, может
быть, мы просто забыли то, что знали, и теперь стесняемся в этом признаться? Декарт
намекнул на эту проблему, когда написал: «Мой разум никогда не знал моего
тела, хотя с ногами моими у него сложились довольно теплые отношения». Кстати,
под «познаваемым» я не подразумеваю ни того, что может быть познано
посредством чувственной перцепции, ни того, что может быть усвоено разумом, но
по преимуществу то, о чем можно сказать, что оно Должно Быть Познанным, или
обладать Знаемостью, или Познаемостью, или на худой конец то, о чем можно
поболтать с друзьями. В самом деле, «знаем» ли мы Вселенную? Бог
ты мой, да нам далеко не всегда удается выбраться даже из Китайского квартала.
Суть, однако же, в следующем: существует ли что-либо вне данной точки
пространства? И зачем? И чего оно так шумит? И наконец, невозможно сомневаться
в том, что одной из характеристик «реальности» является отсутствие сущности.
Это не означает, что сущности в ней нет совсем, 41 просто сейчас она отсутствует.
(Реальность, о которой я здесь говорю, это та же самая, которую описывал
Гоббс, только моя немного поменьше.) Вследствие этого смысл картезианского
изречения «Я мыслю, следовательно, существую» может быть гораздо яснее передан
словами: «Глянь-ка, а вот и Эдна со своим саксофоном!» Но в таком случае, чтобы
познать субстанцию или идею, мы должны в ней усомниться и таким образом,
подвергая ее сомнению, воспринять качества, которыми она обладает в конечном
своем состоянии, каковое и есть подлинная «вещь в себе» или «вещь из себя», или
еще что-нибудь, или просто пустое место. Уяснив это, мы можем на время оставить
гносеологию в покое. II.
Эсхатологическая диалектика как средство избавления от опоясывающего лишая
Можно утверждать, что Вселенная состоит из
некой субстанции, которую мы назовем «атомами» или еще «монадами». Демокрит
называл ее атомами. Лейбниц — монадами. По счастью, эти двое никогда не
встречались, иначе они затеяли бы на редкость скучную дискуссию. Эти частицы
были приведены в движение некоей причиной, или основополагающим принципом, 42 а может быть, на них просто что-то упало.
Главное, теперь тут ничего уже сделать нельзя, разве что попробовать съесть
побольше сырой рыбы. Все это, разумеется, не объясняет бессмертия души. И
ничего не говорит нам о загробном существовании или о том, почему моему дяде
Сендеру все время казалось, будто его преследуют албанцы.
Причинно-следственное отношение между первоначальным принципом (т. е. Богом
или же сильным ветром) и любой телеологической концепцией бытия (Бытие)
является, согласно Паскалю, «столь смехотворным, что это даже не смешно
(Смешно)». Шопенгауэр называл его «волей», однако лечащий врач Шопенгауэра
утверждал, что речь может идти всего-навсего о сенной лихорадке. Она отравила
последние годы Шопенгауэра, он очень из-за этого злился, хотя причина тут была
скорее в его все усиливающихся подозрениях насчет того, что он никакой не
Моцарт. |