Уже в самом конце войны меня вызвали в
бункер Гитлера. Армии союзников приближались к Берлину, и Гитлер чувствовал,
что если русские придут первыми, ему придется обриться наголо, если же первыми
окажутся американцы, то достаточно будет просто слегка подровнять волосы.
Вокруг все нервничали и переругивались. В самый разгар общей ссоры Борманн
вдруг захотел побриться, и я пообещал выкроить для него местечко в моем
графике. Фюрер все больше мрачнел, замыкался в себе. По временам он заговаривал
о том, чтобы устроить себе пробор от уха до уха, или о том, что, 37 ускорив создание электрической бритвы, он
сможет переломить ход войны в пользу Германии. «Мы будем тратить на бритье не
больше нескольких секунд, не так ли, Шмид?» — бормотал он. Упоминал он и о
других безумных планах, а однажды заявил, что подумывает когда-нибудь не просто
постричься, но сделать красивую прическу. Со всегдашним его стремлением к
монументальности, Гитлер клялся, что рано или поздно соорудит на своей голове
такой «помпадур», от которого «содрогнется мир, и для укладки которого
потребуется почетный караул». На прощание мы обменялись рукопожатиями и я в
последний раз подровнял ему волосы. Фюрер дал мне пфенниг на чай. «С радостью
дал бы больше,— сказал он,— но после того, как союзники завладели Европой, я
несколько стеснен в средствах». Моя философия
Поводом к созданию моей собственной философской
системы явилось следующее событие: жена, зазвав меня на кухню попробовать впервые
приготовленное ею суфле, случайно уронила чайную ложку последнего мне на ногу,
переломав несколько мелких костей стопы. Пришлось собрать консилиум, доктора
изучили рентгеновские снимки и велели мне пролежать месяц в постели. В процессе
выздоровления я обратился к трудам самых заумных мыслителей Западного мира —
стопку их книг я давно держал наготове как раз для такого случая. Презрев
хронологический порядок, я начал с Кьеркегора и Сартра, а затем переключился на
Спинозу, Юма, Кафку и Камю. Поначалу я опасался, что чтение окажется скучным,
но нет, напротив, меня зачаровала бойкость, с которой эти великие умы
расправляются с проблемами морали, искусства, этики, жизни и смерти. Помню
мою реакцию на типичное по своей 39 прозрачности замечание Кьеркегора: «Отношение,
которое соотносит себя со своей собственной сущностью (то есть с собой),
должно либо образовываться собою самим, либо образовываться другим
отношением». Эта концепция едва не довела меня до слез. Господи, подумал я,
какой же он умный! (Сам-то я из тех людей, которые с великим скрипом сооружают
от силы два осмысленных предложения на тему «Что я видел в зоопарке».) Правда,
я ничего в приведенном замечании не понял, ну да ладно, лишь бы Кьеркегору
было хорошо. Внезапно обретя уверенность, что я просто создан для занятий
метафизикой, я взялся за перо и принялся набрасывать первые из моих
собственных рассуждений. Работа шла ходко, и всего за два вечера — с перерывами
на сон и на попытки загнать два стальных шарика в глаза жестяного медведя — я
завершил философский труд, который, надеюсь, будет обнародован только после
моей смерти или в 3000 году (в зависимости от того, что наступит раньше) и
который, как я смиренно ожидаю, заслужит мне почетное место в ряду
авторитетнейших в истории человечества мыслителей. Ниже приводится несколько примеров того, что образует интеллектуальное
сокровище, которое я оставляю последующим поколениям — или уборщице, если она
появится первой. |