Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

Некий человек приехал в Хелм, желая задать вопрос рабби Бен Кадишу, святейшему среди раввинов IX века и, возможно, величайшему нуджу* средневековья.

  Рабби,— спросил этот человек,— где я могу обрести покой?

Великий хасид оглядел его со всех сторон и сказал:

  Обернись-ка и посмотри, что у тебя за спиной.

Человек обернулся, а рабби Бен Каддиш как даст ему по затылку подсвечником.

  Ну что, довольно тебе покоя? — усмех­нулся рабби, поправляя ермолку.

В этой притче задается глупый вопрос. Причем глуп не только вопрос, но и человек, приехавший в Хелм, чтобы его задать. И дело

*     Нудж — зануда (идиш).

57

вовсе не в том, что он жил далеко от Хелма, жил-то он как раз близко, но чего ему, спраши­вается, дома не сиделось? И зачем было трево­жить рабби Бен Кадиша — или у рабби своих забот не хватало? Сказать по правде, рабби в это время по уши увяз в карточных долгах, да еще некая мадам Гехт судилась с ним насчет отцов­ства ее ребенка. Впрочем, суть притчи состоит в том, что человек этот не нашел себе лучшего занятия, чем разъезжать по стране и действовать людям на нервы. За это рабби и проломил ему голову, что, согласно Торе, является одним из наиболее тонких способов проявления заботы о ближнем. В другой версии этой притчи раз­гневанный рабби потом еще вспрыгнул на рас­простертое тело того человека и острым стилом начертал на его носу всю историю Руфи.

* * *

Рабби Радиц из Польши был длиннобородым раввином очень маленького роста, о нем гово­рили, что присущее ему чувство юмора вдохно­вило немало еврейских погромов. Как-то один из учеников вопросил его:

  К кому Бог относился лучше — к Мои­сею или к Аврааму?

  К Аврааму,— ответил цадик *.

  Но ведь Моисей привел израильтян в Землю Обетованную,— сказал ученик.

*      Цадик — праведник (иврит).

58

  Ладно, тогда к Моисею,— согласился ца­дик.

  Я понял, рабби. Это был дурацкий во­прос.

  И вопрос твой дурацкий, и сам ты дурак, и жена у тебя мескайт*, а не сойдешь с моей ноги, я тебя вообще отлучу.

Здесь рабби просят вынести ценностное суждение относительно Моисея и Авраама. Вопрос не простой, особенно для человека, ни разу в жизни не заглянувшего в Библию и лишь притворяющегося ее знатоком. И как прикажете истолковывать безнадежно относительный тер­мин «лучше»? То, что «лучше» для рабби, вовсе не обязательно «лучше» для его ученика. К при­меру, рабби любил спать на животе. Ученик тоже любил спать на животе — у рабби. Пробле­ма самоочевидна. Следует также отметить, что наступить рабби на ногу (как сделал ученик в этой притче) — большой грех, сопоставимый, согласно Торе, с тем, который совершает чело­век, ласкающий мацу не для того, чтобы ее съесть, а совсем с другой целью.

* * *

Человек, которому никак не удавалось выдать замуж свою некрасивую дочь, навестил краков­ского рабби Шиммеля.


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz