Некий человек приехал в Хелм, желая задать
вопрос рабби Бен Кадишу, святейшему среди раввинов IX века и, возможно, величайшему нуджу* средневековья. —
Рабби,— спросил этот человек,— где я могу обрести покой? Великий хасид оглядел его со всех сторон и
сказал: —
Обернись-ка и посмотри, что у тебя за спиной. Человек обернулся, а рабби Бен Каддиш как
даст ему по затылку подсвечником. —
Ну что, довольно тебе покоя? — усмехнулся рабби, поправляя ермолку. В этой притче задается глупый вопрос.
Причем глуп не только вопрос, но и человек, приехавший в Хелм, чтобы его
задать. И дело * Нудж — зануда (идиш). 57 вовсе не в том, что он жил далеко от
Хелма, жил-то он как раз близко, но чего ему, спрашивается, дома не сиделось?
И зачем было тревожить рабби Бен Кадиша — или у рабби своих забот не хватало?
Сказать по правде, рабби в это время по уши увяз в карточных долгах, да еще
некая мадам Гехт судилась с ним насчет отцовства ее ребенка. Впрочем, суть
притчи состоит в том, что человек этот не нашел себе лучшего занятия, чем
разъезжать по стране и действовать людям на нервы. За это рабби и проломил ему
голову, что, согласно Торе, является одним из наиболее тонких способов
проявления заботы о ближнем. В другой версии этой притчи разгневанный рабби
потом еще вспрыгнул на распростертое тело того человека и острым стилом
начертал на его носу всю историю Руфи. * * * Рабби Радиц из Польши был длиннобородым
раввином очень маленького роста, о нем говорили, что присущее ему чувство
юмора вдохновило немало еврейских погромов. Как-то один из учеников вопросил
его: —
К кому Бог относился лучше — к Моисею или к Аврааму? —
К Аврааму,— ответил цадик *. —
Но ведь Моисей привел израильтян в Землю Обетованную,— сказал ученик. * Цадик — праведник
(иврит). 58 —
Ладно, тогда к Моисею,— согласился цадик. —
Я понял, рабби. Это был дурацкий вопрос. —
И вопрос твой дурацкий, и сам ты дурак, и жена у тебя мескайт*, а не сойдешь с моей ноги, я тебя вообще отлучу. Здесь рабби просят вынести ценностное
суждение относительно Моисея и Авраама. Вопрос не простой, особенно для
человека, ни разу в жизни не заглянувшего в Библию и лишь притворяющегося ее
знатоком. И как прикажете истолковывать безнадежно относительный термин
«лучше»? То, что «лучше» для рабби, вовсе не обязательно «лучше» для его
ученика. К примеру, рабби любил спать на животе. Ученик тоже любил спать на
животе — у рабби. Проблема самоочевидна. Следует также отметить, что наступить
рабби на ногу (как сделал ученик в этой притче) — большой грех, сопоставимый,
согласно Торе, с тем, который совершает человек, ласкающий мацу не для того,
чтобы ее съесть, а совсем с другой целью. * * * Человек, которому никак не удавалось
выдать замуж свою некрасивую дочь, навестил краковского рабби Шиммеля. |