* Мескайт —
уродина (идиш). 59 —
Тяжесть на сердце моем, — сказал он священнику,— потому что Бог дал мне
некрасивую дочь. —
Насколько некрасивую? — спросил провидец. —
Если положить ее на блюдо рядом с селедкой, ты не отличишь одну от
другой. Краковский провидец надолго задумался, а
после спросил: —
А что за селедка? Отец, которого вопрос мудреца застал врасплох,
ненадолго задумался, а после ответил: —
Э-э... балтийская. —
Плохо дело,— сказал рабби.— Вот если бы атлантическая,
были бы хоть
какие-то шансы. Эта притча показывает нам трагедию таких
преходящих качеств, как красота. Могла ли та девушка действительно походить на
селедку? Вполне возможное дело. Видели бы вы, какие мымры толкутся нынче по
улицам, в особенности курортным! Но даже если она и впрямь похожа на селедку,
разве не всякое творение прекрасно в глазах Божиих? Тоже может быть, и все-таки
если девушка выглядит более уместной в винном соусе, нежели в вечернем платье,
то дело плохо. Как ни странно, жена самого рабби Шиммеля походила, как
сказывают, на кальмара, но только с лица. К тому же это 60 сходство искупалось присущей ей привычкой
покашливать — хотя как такое возможно, я объяснить затрудняюсь. * * * Рабби Цви Хайм Изроэль, правоверный
толкователь Торы, человек, поднявший искусство жалобного нытья до высот,
неслыханных на Западе, по единодушному мнению своих соплеменников,
составлявших одну шестнадцатую процента всего населения Европы, был мудрейшим
ученым Возрождения. Как-то раз, когда он направлялся в синагогу по случаю
еврейского праздника, посвященного дню, когда Бог взял назад все свои обещания,
одна женщина остановила его и задала следующий вопрос: —
Рабби, почему нам не дозволяется есть свинину? —
Не дозволяется? — изумился святой человек. — Ну ничего себе! Это одна из немногих в хасидской литературе
притч, посвященных еврейскому закону. Рабби знает, что свинину есть нельзя,
однако это его не волнует, потому что он любит свинину. И мало того, что он
любит свинину, он еще с удовольствием красит пасхальные яйца. Короче, он ни в
грош не ставит традиционную веру, а о завете Господа с Авраамом отзывается как
о «сплошной трепотне». И хотя до сих пор неясно, почему древнееврейский закон 61 запрещает есть свинину, некоторые ученые
считают, что Тора просто рекомендует не заказывать свинину в определенных
ресторанах. * * * Рабби Бомель, ученый из Витебска, решил
объявить голодовку в знак протеста против закона, запрещающего русским евреям
носить штиблеты за пределами гетто. В течение шестнадцати недель святой
человек лежал на жестком тюфяке, глядя в потолок и отказываясь принимать
какую-либо пищу. Ученики уже опасались за жизнь рабби, но тут некая женщина
подошла к его ложу и, наклонившись к ученому мужу, спросила: «Рабби, какого
цвета были волосы у Эсфири?» Святой человек с трудом повернулся на бок и
посмотрел на нее. «Нет, вы подумайте, нашла о чем спрашивать! — произнес он. —
Да знаешь ли ты, как у меня голова трещит оттого, что я шестнадцать недель крошки
во рту не держал?» Услышав это, ученики рабби отвели ту женщину в сукку *, где она стала есть как из рога изобилия и ела до тех пор, пока
ей не принесли счет. |