134 на расческе, обернутой в папиросную
бумагу. Занавес поднят. Сцена пуста. Несколько минут не происходит ничего.
Наконец занавес падает. Антракт. Действие Второе. В полной тишине танцуют
несколько молодых людей, притворяясь насекомыми. Солист — муха комнатная
обыкновенная, остальные напоминают различных представителей врагов садов и
полей. Под диссонирующую музыку они плетут запутанную нить своего танца в
поисках огромного бутерброда, который постепенно появляется на заднем плане.
Они уже совсем было не прочь приступить к трапезе, но тут процессия женщин
вносит огромную банку ДДТ. Самцы бросаются в паническое бегство, но их всех
запирают в железные клетки, где и почитать-то нечего. Женщины оргиастически
танцуют вокруг клеток, они готовятся к пожиранию самцов, нужен только соевый
соус, который им что-то никак не найти. Все самки намерены приняться за обед, а
одна юная девушка замечает одинокого покинутого самца с обвисшими
усиками-антенками. Ее влечет к нему неудержимо, и пока они медленно танцуют под
звуки французских рожков, он шепчет ей на ухо: «Не ешь меня!» Они любят друг
друга и строят планы свадебного полета, но настроение самки внезапно меняется,
и она пожирает самца, решив поселиться вдвоем с подружкой. 135 Олененок(*}
Когда занавес подымается, мы слышим нестерпимо
грустную мелодию и видим густой лес, залитый полуденным солнцем. Олененок
танцует и неторопливо щиплет траву. Лениво прогуливается среди густой листвы.
Через некоторое время начинает кашлять, падает и умирает. (*) Перевод С.
Слободянюка. Размышляя о женщинах Ловберга
Пожалуй, ни одному писателю не удалось создать
столь сильные и сложные женские образы, как великому скандинавскому драматургу
Йоргену Ловбергу, известному своим современникам под именем Йорген Ловберг.
Его отношения с противоположным полом были мучительны, но благодаря страданиям
и горю, которые они принесли самому автору, Ловберг подарил миру таких
непохожих и незабываемых героинь, как Дженни Ангстрем в пьесе «Всюду гуси» и
фрекен Дроссель в «Маминых галошах». Ловберг (урожденный Lovberg, он в зрелые годы снял точки над «о» и
разместил их на переносице) родился в Стокгольме в 1836 году. Первую пьесу он
написал в четырнадцать лет. Она называлась «Муки смущения» и увидела свет
рампы, когда автору было уже за шестьдесят. Критика встретила ту постановку
разноречиво, однако смелость темы (любовь благовоспитанной девушки к головке
швейцарского сыра) заставила 137 консервативную публику покраснеть. В
творчестве Ловберга можно выделить три периода. Первым был создан цикл пьес о
страхе, ужасе, отчаянье и одиночестве (комедии). Затем драматург обратился к
острым общественным проблемам. Его драмы того периода сыграли немалую роль в
переходе к более безопасным методам взвешивания кильки. И наконец, шесть
великих трагедий, образующих последний цикл: они написаны незадолго до смерти.
В 1902 году от творческого перенапряжения у Ловберга отвалился нос, и
драматурга не стало. |