Женщина-лебедь очаровывает Зигмунда,
который изо всех сил пытается удержаться от шуточек насчет птицефермы. Следует
па-де-де Зигмунда и Женщины-лебедь, которое кончается тем, что Зигмунд
стряхивает ее с себя на пол. Иветта (Женщина-лебедь) рассказывает Зигмунду,
что ее гнетут чары злого колдуна фон Эппса и что в таком виде она даже не может 132 получить в банке ссуду. Своим технически
невероятно сложным соло она объясняет (на языке танца), что единственный
способ рассеять заклятие фон Эппса — это отправить влюбленного в нее юношу на
курсы стенографисток. Зигмунду эта идея омерзительна, но он клянется пойти на все.
Внезапно под видом тюка с грязным бельем появляется фон Эппс и колдовски
увлекает за собой Иветту. Конец Первого Действия. Действие Второе происходит неделю спустя.
Принц готовится жениться на Жюстине, девушке, о которой он совершенно забыл.
Его раздирают противоречивые чувства: он все еще любит Женщину-лебедь, но
Жюстина тоже очень красива, к тому же у нее нет выраженных физических
недостатков вроде клюва и перьев. Танец Жюстины исполнен соблазна. Вид Зигмунда
говорит о том, что он никак не может решить для себя —то ли доводить до конца
всю эту волынку с женитьбой, то ли отыскать Иветту и повыяснить, не могут ли ей
чем-нибудь помочь врачи. Оглушительный удар тарелок: появляется фон
Эппс, злой волшебник. Официально на свадьбу его никто не приглашал, но он
обещает, что много не съест. В ярости Зигмунд вытаскивает меч и вонзает его
фон Эппсу в сердце. В результате у собравшихся пропадает аппетит, и мать
Зигмунда отдает повару распоряжение с горячим повременить. 133 Вольфшмидт в это время, действуя от имени
Зигмунда, находит пропавшую Иветту, что, по его словам, оказывается задачей
совсем не сложной. Он объясняет так: «Ну вы сами сообразите: много ли
болтается по Гамбургу наполовину женщин, наполовину лебедей?» Глухой к мольбам
Жюстины, Зигмунд бросается за Иветтой. Жюстина бежит за ним следом, целует его,
раздается минорный аккорд оркестра, и мы замечаем, что трико на Зигмунде надето
на левую сторону. Иветта рыдает, объясняя, что единственный оставшийся для нее
способ избавиться от чар — это Смерть. Следует один из самых трогательных и
прекрасных пассажей во всем искусстве балета: Иветта с разгону бьется головой о
кирпичную стену. Зигмунд наблюдает, как мертвый лебедь превращается в мертвую
женщину; он начинает понимать, как прекрасна и горька бывает жизнь, особенно
жизнь дичи. Убитый горем, он решает последовать за нею, и после изящного
траурного танца заглатывает гриф от штанги. Паразиты
Этот прославленный электронный балет, пожалуй,
одна из самых драматических балетных постановок. Начинается он увертюрой из повседневных
звуков — слышатся уличные шумы, тиканье часов, гном играет «Хоро Стаккато» |