АРХИВ Н.В ДЕМИДОВА (1884-1953) Архив Николая Васильевича Демидова - это не мемуары, не дневники и письма - это рукописи, материалы, наброски и заметки к целой серии задуманных Н.В. Демидовым книг о творчестве актера: исследование естественных закономерностей процесса творчества актера и создание на этой основе методологии обучения и воспитания актера-художника. А точнее - актера--самостоятельного художника. Каково содержание этого определения? Вот одна из записей в архиве: "...теперешние требования от актера (предъявляемые режиссером) не требуют творчества, силы свободного вдохновения, острейшей и глубокой восприимчивости в процессе спектакля, живой реакции и т.д., а больше всего требуют точного исполнения предписанного режиссером рисунка, формы. И "оправдания" предписанного - лишь бы все было достаточно правдоподобно. Лишь бы не нарушало установленного по вкусу и разумению режиссера. Отсюда и сама школа театральная стала вырабатывать в актере иные качества, качества хорошей подделки под творческую жизнь на сцене; качества послушания и подчинения сторонней воле; качества хорошего и скорого выполняльщика указаний режиссера. Но можно ли, допустимо ли, не преступно ли забывать о силе воздействия на зрителя Мочалова и других?! Да и не только прославленных и великих, а и многих тех самых самородков в лучшие их минуты? О совсем недавнем Леонидове в Мите Карамазове? И не в соединении ли такого актерского искусства с современными постановочными успехами и есть та самая полная, истинная сила театра? Театра, способного поистине потрясать и формировать душу зрителя? Возможен ли такой театр? Можно ли думать о создании такого театра? Ведь назывались всё великие таланты, гении? Коли возможны, - хотя бы случайные, - проблески, вспышки настоящего и подлинного, - то дело только в том, чтобы найти способ (секрет) вызывать их по своему желанию, а затем мгновенные проблески превратить в длительно горящее пламя - словом, найти подход к ним и овладеть этим случайным. В этих поисках, в этой борьбе и заключается весь ход прогресса человечества. Почему же нашему искусству быть исключением из этого пути прогресса? Все равно, рано ли, поздно ли, но здесь найдутся беспокойные люди и любой ценой выцарапают у природы ее тайны. Не прислушиваться к ним - по меньшей мере легкомысленно, а противодействовать им - преступление". Серия книг, задуманных Н.В. Демидовым, состоит из четырех названий. 1. "ИСКУССТВО АКТЕРА В ЕГО НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ". В этой книге Н.В. Демидов стремится проследить эволюцию творческих критериев в искусстве театра и актера, анализирует потенциальные возможности его и его будущее. Можно упомянуть и запретные во времена Демидова, но все же затрагиваемые им в рукописи, вопросы, условно говоря, биополя творящего на спектакле актера, мыслительной и эмоциональной энергетики и охвата ими зрителя в процессе творчества, силе природных автоматизмов и др. |