ВОПРОС. Как будет называться ваша книга? Тов. ДЕМИДОВ. Она будет называться "Душевная техника творчества актера". 7 Я пишу ее с 1926 г. Так долго потому, что стараюсь написать ее всем понятно, доступно и не скучно, с приведением примеров из практики и с описанием хода работ. Хочу написать ее не словами и рассуждениями, а фактами. Пусть они говорят сами за себя. Тов. ТРОИЦКИЙ. (...) В чем конкретно выражалась ваша работа как режиссера? Кроме педагогической работы, которую вы вели с коллективом, имеется ли новая форма чисто режиссерской работы? (...) Тов. ДЕМИДОВ. (...) По вопросу о режиссерской работе. Здесь тоже все новое. Педагогическая и воспитательная работа, конечно, идет также и во время работы над ролью, но и сама работа над ролью существенно отличается от обычной. По этапам все как будто бы остается по старому: знакомство с пьесой, вхождение в обстоятельства пьесы и роли, поиски образа, но на деле все иное. Начать с того, что принято "оговаривать" образ, т.е. принято, чтобы как режиссер, так и актер очень много говорили об образе. И предполагается, что тот актер, который много и хорошо говорит о своем образе, хорошо его и сыграет. У нас делается совсем не так: об образе не говорится по возможности ни одного слова. Тем более запрещается говорить о своей роли самому актеру. Если понаблюдать, то очень скоро будет ясно, что тот актер, который хорошо и красно говорит о своей роли - играть ее хорошо не может. Ничего парадоксального в этом нет. Ведь ни я, ни вы не можете рассказать о себе, кто вы, какой вы, что вы любите, чем живете, каковы ваши идеалы, - говорить о себе - самое трудное - именно себя-то мы и знаем меньше всего. Если же кто очень пространно и очень картинно любит говорить о себе, можно с уверенностью сказать, что он совсем не такой, каким себя расписывает. Роль это не пальто, не пиджак - сунул руки в рукава и готово - роль входит в меня постепенно, капля по капле... и я вхожу в нее, как в мало знакомое помещение в полутьме... - не знаю, что где - ориентируюсь, приглядываюсь, прислушиваюсь, прощупываю, знакомлюсь, сживаюсь. И постепенно, незаметно для себя, становлюсь действующим лицом с его особенностями, с его внутренней жизнью и бытом. Много есть способов, помогающих этому. Расскажу хотя бы об одном. Первое появление Норы. Обращаюсь к актрисе с вопросом: "Что сейчас было? Откуда вы пришли?" Актриса отвечает: "Она (Нора) пришла с улицы, она делала закупки на праздник". - ""Она" меня не интересует, меня интересуете вы, ведь входите вы, а не какая-то "Она". Так откуда же вы пришли?" - "Ах, я?.. Так это значит я сейчас делала покупки?" - "А то ко же? Вы, Нора Гельмер. Ведь вы знаете, что вы замужем?" - "Да... уже 8 лет..." - "Кто ваш муж? Коммерсант? Доктор?" - Актриса испытывает новое небывалое ощущение, ей непривычно и не очень удобно, но в то же время и интересно: она как будто бы делается понемножку "не она", а какая-то другая женщина... вроде той, посторонней ей Норы... И так постепенно она осваивается с тем, что у нее дети, что на дала заемное письмо и проч., и проч. |