Мы встретились через несколько
лет — без горечи, без взаимных обвинений. После развода Гун начала изучать
славянские языки, поставив себе цель получить докторскую степень, и цели
этой достигла. Да и переводческая деятельность развивалась успешно — ей
поручали все более престижные переводы. Мало-помалу она стала жить
совершенно самостоятельной, независимой жизнью со своим кругом друзей,
любовников, заграничными поездками. Радуясь вновь обретенной
близости, мы показали себя настоящими эгоистами, ибо не замечали, как
болезненно и ревниво реагирует на это наш сын. Когда Гун погибла в автомобильной
катастрофе, мы с Ингмаром-младшим встретились у меня в квартире на
Гревтурегатан, откуда нам предстояло вместе пойти на похороны. Краси- 153 вый девятнадцатилетний юноша, с
которым я не виделся много лет. Он выше меня ростом. На нем тесноватый,
одолженный у брата черный костюм. Мы молчали, оба желая ускорить бег времени, но
тщетно. Он спросил, не найдутся ли у меня иголки и нитки — пришить пуговицу. Я
принес то, что он просил, и мы устроились друг против друга у окна.
Ингмар-младший склонился над шитьем, смущенно шмыгая носом. Светлые густые
волосы падали на лоб, сильные красные руки ловко управлялись с иголкой и
ниткой. Он был поразительно похож на студенческую фотографию своего деда.
Такие же синие глаза, тот же цвет волос, лоб, чувственный рот. Та же
бергмановская манера соблюдать дистанцию: не трогай меня, не приближайся,
не прикасайся ко мне, я — Бергман, черт подери. Моя неловкая попытка заговорить о
матери встретила резкий отпор. Я настаивал, но он взглянул на меня с таким
холодным презрением, что мне пришлось заткнуться. Гун была прообразом многих
героинь моих фильмов: Карин Лобелиус в «Женщины ждут», Анда в «Вечере
шутов», Марианна Эгерман в «Уроке любви», Сюзанна в «Женских грезах» и Дезирэ
Армфельдт в «Улыбках летней ночи». Несравненная Эва Дальбек* оказалась великолепной истолковательницей ее образа.
Этим двум женщинам удалось совместными усилиями облечь в плоть в кровь мои
зачастую расплывчатые тексты и тем самым воплотить непобедимую женственность
так, как я и представить себе не мог. *
* * У меня есть повторяющиеся раз за
разом сны. Один из самых частых — сон профессиональный: я — в студии,
предстоит снять какую-то сцену. Там же и все остальные: актеры,
операторы, техники, электрики, статисты. Почему-то я напрочь забыл текст и
вынужден беспрерывно заглядывать в свою режиссерскую тетрадь, но записи
совершенно непонятны. Тогда, возвратившись к актерам, я решаюсь на блеф, говорю
что-то насчет пауз. Сделай здесь паузу и повернись лицом к камере, потом
произнеси реплику, подожди-ка, говори тихо. |