*
Дальбек, Эва —
шведская актриса театра и кино.
Стажировалась в Драматене, где дебютировала в 1941 г. в кино — с 1942 г. у
Бергмана снималась в основном в комедиях: «Женщины ждут» (1950), «Урок любви»
(1954), «Женские грезы» (1955), «Улыбки летней ночи» (1955), «У истоков
жизни» (1958), «Не говоря уж обо всех этих женщинах» (1964). 154 Артист смотрит на меня
недоверчиво, но послушно выполняет указание. Я гляжу на него через объектив
камеры, вижу половину лица и уставившийся на меня глаз. Этого не может
быть — я поворачиваюсь к Свену Нюквисту, который склоняется над видоискателем,
устанавливает резкость и пускает камеру. За это время актер исчез, кто-то
говорит, что у него перекур. Нужно решить, как сыграть сцену.
Из-за моей неумелости масса артистов и статистов толпятся в углу, прижимаясь к
светлым стенам с бьющим в глаза узором. Понимаю, что будет чрезвычайно трудно
сделать освещение, вижу вежливо-недовольное лицо Свена — он ненавидит
прямой верхний свет и двойные тени. Приказываю убрать стену. Это даст
нам свободу действия и возможность подступиться к мизансцене с другой стороны.
Один из рабочих, глядя в сторону, замечает, что перенести стену, конечно,
можно, но на это потребуется два часа, так как именно эта стена — двойная,
пристроенная к прочной внешней кирпичной стене, начнешь ее переносить,
может обвалиться штукатурка. Я изрыгаю приглушенные проклятия,
испытывая тягостное чувство, что соединить внутреннюю и наружную стены было
моей идеей. Приказываю передвинуть камеру к
двери и смотрю в видоискатель. Статисты загораживают актера. Чтобы попасть
в кадр, ему надо повернуться направо. Помощник режиссера деликатно
замечает, что в предыдущем дубле он двигался налево. В студии стоит полная тишина. Все
ждут — терпеливо и покорно. Я в отчаянии гляжу в видоискатель. Видны
половина лица и уставившийся на меня глаз. Мелькает мысль, что
получится необыкновенный кадр, о котором будут с восхищением писать
критики всех стран, но тут же отбрасываю ее как нечестную Внезапно нахожу решение: съемка с
движения. Вокруг актеров, мимо статистов, проезд. Тарковский непрерывно
движется, в каждой сцене — камера парит и летает. Вообще-то, с моей точки
зрения, никуда не годная техника, но она решает мою проблему. Время идет. Сердце колотится, я задыхаюсь.
Съемка с движения невозможна, произносит Свен Нюквист. Чего это Свен
раскапризничался? Ну, естественно, боится сложных движений камеры,
постарел, стал трусоват. Смотрю на него с безысходной тоской, он печально
указывает рукой на что-то за моей спи- 155 ной. Оборачиваюсь — там ни одной
декорации, лишь стена студии. Он прав, съемка с движения невозможна. |