От отчаяния решаюсь обратиться ко
всем присутствующим с речью. Сказать им, что работаю в кино уже сорок лет,
сделал сорок пять фильмов, что ищу новые пути, стремлюсь обновить свой образный
язык, ведь необходимо постоянно сомневаться в достигнутом. Подчеркнуть, что
я человек с большим опытом, знаю свое дело и возникшая проблема — пустяк.
Если бы я захотел, то мог бы, отъехав, снять общий план сверху, по
диагонали, это было бы превосходным решением. Я, конечно, в Бога не верю,
но дело обстоит не так просто, каждый из нас носит в себе Бога, во всем есть
своя закономерность, которую мы иногда прозреваем, особенно в смертный час.
Вот что мне хочется сказать им, но это ни к чему. Они уже отошли в глубь
сумрачной студии, сбились в тесный кружок, стоят и спорят. Я не слышу слов, вижу
только их спины. Лечу в огромном самолете, я —
единственный пассажир. Самолет отрывается от взлетной полосы, но не может
набрать высоту и с грохотом несется над городскими проспектами на уровне верхних
этажей. Я заглядываю в окна, там движутся, жестикулируют люди; свинцовое,
предгрозовое небо. Я полагаюсь на искусство пилота и тем не менее сознаю,
что конец близок. И вот уже я парю сам, без
самолета, машу особым образом руками и легко взлетаю, удивляюсь, почему никогда
раньше не пробовал летать, ведь это так просто. В то же время понимаю, что
это — редкий дар, не все умеют летать. А некоторым из тех, кто умеет, приходится
до изнеможения напрягать скрюченные руки и шею, я же парю свободно, как
птица. Лечу над равнинной местностью,
очевидно степью, это, наверное, Россия. Парю над величественной рекой, через
которую перекинут высоченный мост. Под мостом в реку выдается
кирпичное здание, из труб клубится дым, слышится скрежет машин. Это —
фабрика. Река изгибается гигантской лукой.
Берега поросли лесом, панорама безгранична. Солнце скрылось в облаках, но все
пронизано резким, не отбрасывающим тени светом. По широкому руслу
стремительно несется зеленоватая, прозрачная вода, по камням в глубине то и
дело мелькают тени — огромные сверкающие рыбины. Я спокоен и преисполнен
доверия. 156 В молодости, когда сон был
крепок, меня мучили отвратительные кошмары: убийства, пытки, удушье,
инцест, разрушение, сумасшедший гнев. В старости сны стали далекими от
действительности, но зато добрыми, зачастую утешительными. Иногда мне снится блестящий
спектакль с огромным количеством участников, музыкой, красочными
декорациями. И я шепчу про себя с глубочайшим удовлетворением: это — моя
постановка, это создал я. *
* * Меня обещали взять в Драматен, я
не скрывал своей радости, но тут произошла смена руководства. Новый
директор, не считавший себя связанным какими-либо обещаниями, сообщил мне в
уничижительных выражениях, что моя квалификация вряд ли соответствует
требованиям национальной сцены. Чтобы хоть как-то утешиться, я написал несколько
пьес, из которых ни одна не была принята к постановке. Харриет
продолжала выступать в сетчатых чулках и декольте в театре «Скала»,
где ее заставляли петь куплеты с таким припевом: «Я разденусь, никуда не денусь,
если Бергман позовет». |