Между тем над нашими отношениями
нависли тучи: демоны ревности к ее прошлому делали свое ядовитое дело. Я
переехал в маленькую гостиницу, расположенную на верхних этажах «Сёдра
театерн», с видом на просторы Ладугорд и лес Лилль-Яне, и там в приступе
необычно глубокой мизантропии сочинил сценарий фильма, получившего название
«Вечер шутов». Поскольку ни один из столичных
директоров театра не пожелал воспользоваться моими услугами, я принял
предложение Городского театра Мальме, куда пригласили и Харриет. Без
малейших сожалений мы въехали в трехкомнатную квартиру в недавно
застроенном районе по дороге в Лимхамн и, свалив в кучу купленную мебель,
появились в театре. Городской театр Мальме внешне
производил импозантное впечатление: опера, балет, оперетта и драма мирно
уживались на двух сценах: одна — чересчур большая (с залом на 1700 мест)
называлась «Дурищей». Это театральное здание явилось результатом так и не
разрешенной коллизии между идеей Пэра Линдберга о монументальном народном
театре со сценой-ареной и демократически расположенными местами для
зрителей и мечтой Кнута Стрёма об изобразительном театре для сценографических
видений в духе Мейерхольда и Райн- 157 хардта. Акустические проблемы
были также неразрешимы. Оркестровые концерты страдали от полного отсутствия
резонанса, драматические постановки — от широченной (22 метра) арки
просцениума, опера и оперетта — удаленностью от зрителей, балет — от
утопленных в пол сцены железных рельс. Это чудовище располагало сравнительно
многочисленной, но плохо оплачиваемой труппой, которая осуществляла по
двадцать постановок в год. Директор — самодержец Ларс-Леви Лаэстадиус — по
прямой нисходящей линии происходил от великого сектантского проповедника. Он был
начитан, опытен, отважен и маниакально высокомерен — нешуточное сочетание для
директора театра. Восемь лет, проведенных в
Городском театре Мальме, были лучшими годами прожитой мною до того времени
жизни. Зимой я ставил три спектакля, летом делал один или два фильма. У меня
были развязаны руки, личной жизни практически никакой. Я жил целиком
коллективными усилиями, направленными на то, чтобы обеспечить наше чудовище
приличными театральными постановками. Не обремененный административными
обязанностями, я имел возможность полностью посвятить себя изучению тайн своей
профессии. Театр начал привлекать все
больший интерес, крупные актеры осознали преимущество играть зимой хорошие
спектакли, а летом сниматься в бергмановских фильмах. Ансамбль
наливался силой, и мы осмеливались все глубже забираться в мировую
драматургию. |