Однажды в монтажную позвонил
министр просвещения и спросил, не хочу ли я возглавить Драматен. При личной
встрече он быстро изложил свои пожелания: сделать из Драматена современный
театр, Драматен, конечно, прекрасный театр, но в организационном и
административном плане он устарел. Я заметил, что это будет стоить денег.
Министр ответил, что если я выполню задачу, то он оплатит все расходы.
Понятия не имея о том, насколько прочны обещания политиков, я не по- 167 просил письменного подтверждения и только заверил, что
приложу все старания, но что шуму будет много. Министр счел это заявление
превосходной программой действий, и я возглавил Драматен. Охотно допускаю, что первая реакция обитателей
Драматена была сравнительно положительной. Правление, правда, отнеслось к этому
неблагосклонно, поскольку оно вместе с бывшим шефом уже само выбрало преемника,
но, проглотив раздражение, встретило меня с непроницаемой
вежливостью. Бывший руководитель из тактических соображений
держал в тайне свой уход до последней минуты. Посему на подготовку
своего первого сезона у меня оставалось всего полгода. К тому же весной мне
предстояла крупная постановка на телевидении, а летом — съемки
фильма. Организация, предоставленная в мое распоряжение, не
работала. Художественного совета не существовало. Шестеро штатных
режиссеров держались выжидающе. Мне пришлось в одиночку заниматься чтением
пьес, подготовкой репертуара, подписанием контрактов и планированием
(нудное занятие). Одним из первых шагов, предпринятых мною в новой
должности, была демократизация процесса принятия решений. По примеру
Венской филармонии был создан выборный актерский совет из пяти человек.
Совместно с руководителем театра этот совет должен был осуществлять руководство,
отвечать за репертуар, приглашать артистов, участвовать в
распределении ролей, иметь полное представление о финансовом положении
и административном управлении театра. В случае разногласий вопрос ставился на
голосование, причем каждый, включая шефа, имел один голос. Совет в свою очередь
был ответствен перед труппой. Таким путем предполагалось покончить с
«коридорной политикой», фальшивыми слухами и интригами. Артисты восприняли мой проект с известным сомнением.
Ведь намного удобнее, оставаясь в стороне, жаловаться, что, мол, решения
принимаются через нашу голову, чем разделять общую ответственность. Многие
высказывали опасения в отношении актерского совета, опасения, развеявшиеся
очень скоро. Совет исправно нес груз ответственности и всерьез принимал участие
в жизни театра. Появилась возможность на 168 удивление объективно, отбросив собственные выгоды и
узкоэгоистические мнения, сочетать строгость и понимание в отношении к
коллегам. Руководитель, обладавший достаточной силой, чтобы сработаться с
советом, извлекал огромную пользу из его поддержки — или
критики. |