Административный аппарат, из-за малочисленности
своего состава, был перегружен работой. Секретарь директора
осуществляла одновременно контакты с прессой. Костюмерные мастерские
находились в плачевном состоянии. Из штатных художников-декораторов кто болел,
кто спился. Телефонная связь была понятием неизвестным. В
здании Драматена располагался громадный ресторан, печально известный своей
отвратительной кухней и сомнительной клиентурой. Вместе с министром мы
осмотрели его помещения. В разделочной засорился слив, пол на сантиметр был
залит сточной водой, а кафельные стены заляпаны серыми жирными червяками
тошнотворной консистенции. Ресторан выселили, мы заняли их помещение. Все было запущено, грязно, неудобно. Произведенная
ранее реконструкция ненамного улучшила ситуацию. Когда кончились
деньги, строительное управление прервало работы. В результате вентиляционные
трубы из туалетов первого яруса обрывались прямо за фойе второго яруса, вместо
того чтобы, снабженные вытяжкой, доходить до крыши. При определенном
направлении ветра вонь била в нос. Да и художественная часть не избежала болезненных
проблем. Самую серьезную из них звали Улоф Муландер. Десятки лет он
пребывал в роли Мастера, постоянно соперничая с Альфом Шёбергом. Сейчас ему было
за семьдесят. Старость еще больше обострила его беспокойство, стремление к
совершенству, требовательность к актерам и сотрудникам. Измученный
человек, причинявший мучения другим. Его постановки сметали все временные барьеры. Из-за
прихотей его нрава театр лихорадило, но это была не созидательная
лихорадка, а разрушительная. Никто не оспаривал его гениальности, но все чаще с
ним отказывались работать. Правление поручило мне сообщить Улофу Муландеру,
что его деятельность в Драматене завершена. Я
письмом попросил его о встрече. Он предпочел явиться ко мне в
кабинет. Как всегда, элегантный, в отутюженном костюме,
ослепительно белой сорочке, темном галстуке, вычищенных туф- 169 лях. На одном из пальцев холеной
белой руки сломался ноготь, это слегка раздражало его. Ледяной взгляд ясных
глаз прикован к какой-то точке за моим правым ухом, тяжелая голова Цезаря
чуть склонилась набок, на губах — едва заметная улыбка. Ситуация гротескная. Улоф
Муландер — человек, посвятивший меня в святая святых магии театра, давший
мне самые первые и самые сильные творческие импульсы. Поручение
правления показалось мне вдруг невыполнимым. А тут он еще заговорил о своих
планах на следующий сезон: «На пути в Дамаск», все три части на Малой сцене,
малое число актеров, единственная декорация — скамья. Говоря, Муландер то и
дело трогал сломанный ноготь, улыбался, взгляд устремлен на стену. Внезапно
у меня мелькнула мысль о том, что он догадывается о предстоящем и разыгрывает
сейчас спектакль, чтобы сделать положение еще более мучительным: «Доктор
Муландер, у меня поручение правления». Впервые посмотрев на меня, он перебил:
«Поручение правления, говорите? Что же, собственного мнения у вас нет?» Я
ответил, что разделяю мнение правления. «Ну и каково же ваше мнение и мнение
правления?» Улыбка стала чуть сердечнее. «Вынужден сообщить вам, доктор
Муландер, что в следующем сезоне ваших постановок в этом театре не будет».
Улыбка погасла, крупная голова повернулась направо, белоснежная рука
по-прежнему была занята сломанным ногтем. «Вот как». И замолчал. Это ужасно,
думал я, я делаю чудовищную ошибку. Этот человек должен остаться в
Драматене, даже если в результате театр развалится. Я совершаю ошибку,
ужасную, непоправимую ошибку. «Ваше решение принесет вам немало
неприятностей, господин Бергман, вы об этом подумали?» «Вы сами возглавляли
театр, доктор Муландер. И, насколько я знаком с историей театра, принимали
множество неприятных решений». Он кивнул и улыбнулся: «Пресса не
оценит вашей смелой инициативы, господин Бергман». «Я не боюсь прессы. Я вообще
не из боязливых, доктор Муландер». «Значит, не боитесь? — спросил он
спокойно, глядя на меня. — Поздравляю. В таком случае ваши фильмы — весьма
умелые фантазии». |