Он стремительно встал: «Нам
больше не о чем говорить, не так ли?» Можно ли начать все сначала, забыть о
нанесенной обиде? — пронеслось у меня в голове. Нет, слишком поздно, я совершил
свою первую чудовищную ошибку на посту дирек- 170 тора театра. Я протянул на
прощание руку. Он не взял ее. «Я напишу в правление», — сказал он и вышел. По традиции без участия
руководителя Драматена не принимается ни одно решение — от самых крупных до
микроскопических. Так было и так есть до сих пор, несмотря на закон о праве
голоса и непрерывный ураган собраний. Драматический театр — безнадежно
авторитарное учреждение, а его глава имеет большие возможности формировать
и внешнюю и внутреннюю деятельность. Мне нравилась власть, она была приятна
на вкус, стимулировала. Личная же жизнь, напротив, переросла в изощренную
катастрофу, наблюдать которую я избегал, пребывая в театре с восьми утра до
одиннадцати вечера. За сорок два месяца на посту руководителя я поставил
семь спектаклей, снял два фильма и написал четыре сценария. Трудились прилежно все. За сезон
мы сделали двадцать два спектакля, девятнадцать на Большой и Малой сценах и три
в Чинатеатерн — для юных зрителей. Зарплаты у актеров были низкими,
я повысил их в среднем на 40 процентов, считая, что польза от актеров уж
никак не меньше, чем от викария или епископа. Ввел свободный день — ни
репетиций, ни спектаклей. Трудившиеся в поте лица актеры, обрадовавшись,
использовали этот день для приработка на стороне. Сперва все наши мероприятия были
встречены молчаливым замешательством, однако вскоре начало
организовываться сопротивление, типично шведское, угрюмое
сопротивление. Руководители других театров страны собрались в ресторане
«Золотая Выдра» для выработки плана действий. Бурно развивающийся театр,
естественно, всегда подвергается критике изнутри — и критика эта просочилась в
вечерние газеты. Наш школьный театр ругали за то, что он играет в
Чинатеатерн, детский — за то, что он играет на Большой сцене.
Выражалось недовольство тем, что мы играем слишком много, слишком мало,
слишком часто, слишком редко, ставим слишком много классики, слишком много
новых пьес. Обвиняли в пренебрежении современной шведской драматургией, а когда
мы ставили спектакли современных шведских драматургов, их разносили в пух и
прах. Такова уж судьба национального театра на протяжении веков, и с этим ничего
не поделаешь. Не знаю, как там было на самом
деле, но мне кажется, было безумно весело, и жутко и весело. Помню страх,
страх до 171 тошноты, и в то же время жгучее
любопытство перед каждым новым днем. Помню, как карабкался на свой капитанский
мостик по узкой деревянной лесенке, ведущей в комнату секретаря и
кабинет директора, со смешанным чувством паники и радости. Я усвоил, что
речь всегда шла о жизни и смерти, и тем не менее особой важности все эти
проблемы не представляли, что здравомыслие и недоразумения были неразлучны, как
сиамские близнецы, что в общем результате процент неудач преобладает,
что самое опасное — неверие в свои силы, что капитулянтские настроения
поражают чаще всего сильнейшего, что жужжание повседневного нытья, проникая
сквозь стены и потолки, дает ощущение надежности: мы ругаемся, ноем и хнычем — и
смеемся. |