180 Я пытался отобразить этот эпизод
еще в «Часе волка», но неудачно, и вырезал его. Он возвращается в прологе
«Персоны», а окончательно завершение получает в «Шепотах и криках», где
покойница не может умереть и вынуждена тревожить живых. Привидения, черти и демоны —
добрые, злые или просто надоедливые, — они дули мне в лицо, пихались, кололи
иголками, дергали за свитер. Говорили, шипели, шептали — отчетливые
голоса, не слишком разборчивые, но игнорировать их было невозможно. Двадцать лет назад мне делали
операцию — весьма простую, тем не менее под общим наркозом. По ошибке дали
чересчур большую дозу. Шести часов жизни как не бывало! Не помню, чтобы мне
что-нибудь снилось, время перестало существовать: шесть часов, шесть
микросекунд — или вечность. Операция прошла успешно. Всю
сознательную жизнь я боролся со своим отношением к Богу — мучительным и
безрадостным. Вера и неверие, вина, наказание, милосердие и осуждение
были неизбежной реальностью. Мои молитвы смердели страхом, мольбой, проклятием,
благодарностью, надеждой, отвращением и отчаянием: Бог говорил, Бог молчал.
Не отвращай от меня лика
Твоего. Исчезнувшие во время операции
часы принесли успокоение: ты появляешься на свет без всякой цели, живешь
без всякого смысла. Смысл заключен в самой жизни, а умирая, угасаешь. Из
«быть» превращаешься в «не быть». И Богу вовсе не обязательно пребывать
среди наших все более капризных атомов. Это озарение вселило в меня
чувство определенной уверенности, которое решительно изгнало страх и
сумятицу. Но зато я никогда не отрицал существование моей второй (или первой)
жизни, моей духовной жизни. Я вернулся из Эребру с
температурой 41 градус, почти в бессознательном состоянии. Врач определил
двустороннее воспаление легких. Накачиваемый антибиотиками, я лежал в постели и
читал пьесы. Мало-помалу я встал на ноги, но
полностью не оправился, так как у меня регулярно повышалась температура, держась
по нескольку дней. В конце концов меня положили в София-хеммет на обследования.
Из окон палаты, выходивших в парк, видны были желтый пасторский особняк на холме
и часовня, около которой сновали одетые в черное фигуры с гробами и без оных. Я
вновь оказался в исходной точке. 181 Я старался как можно чаще ходить
в театр, дабы развеять слухи о моей предстоящей кончине. Кстати, состояние мое
ухудшилось, добавилось нарушение чувства равновесия. Приходилось, замирая в
неподвижности, фиксировать взгляд на какой-нибудь точке. Стоило пошевелить
головой — и на меня валились стены и мебель, начиналась рвота. Я превратился в
глубокого старика, осторожно переставлял ноги, держался за дверные косяки и
еле-еле ворочал языком. |