В общем-то, я так и не знаю, что
произошло. Выражаясь высокопарно, можно сказать, что я обрел свой край, свой
истинный дом. А желая быть остроумным, можно говорить о любви с первого
взгляда. Я признался Свену Нюквисту, что
хотел бы прожить на острове всю оставшуюся жизнь, построить дом на том месте,
где стоял дом-декорация из фильма. Свен предложил поискать место на
километр-два южнее. Там и стоит сейчас мой дом. Он был построен в 1966—1967
годах. 184 Привязанность к Форё объясняется
несколькими причинами. Первая — чисто интуитивная: это — твой край,
Бергман, твой ландшафт. Он соответствует твоим глубинным представлениям о
форме, пропорциях, красках, горизонтах, звуках, тишине, свете, отражениях.
Здесь есть надежность. Не спрашивай почему — любые объяснения будут
рациональными, сформулированным задним числом. Ну например, в таком духе:
ты в своей профессии стремишься к упрощению, пропорциональности,
напряженности, расслаблению, дыханию. Ландшафт Форё предоставляет тебе все это в
полной мере. Вторая причина. Мне необходим
какой-то противовес театру. На берегу я могу дать волю гневу, могу выть от
бешенства. В лучшем случае взлетит в небо чайка. На сцене же
произойдет катастрофа. Сентиментальные причины. Я смогу
уйти от мира, читать книги, которые я не читал, предаваться медитации,
очиститься душой. (Уже спустя два-три месяца я безнадежно погряз в
проблемах островитян, в результате чего появился фильм «Форё — документ
69».) Еще сентиментальные причины. Во
время съемок «Персоны» нас с Лив захлестнула любовная страсть. Основательно
обманувшись в оценке наших отношений, я построил дом в расчете на совместную
жизнь на острове. Забыв спросить мнение Лив. Позднее я узнал его из ее
книги «Изменения». Ее свидетельства, как мне кажется, в основном
любяще-правдивы. Она прожила на острове несколько лет. Мы по мере сил
боролись с нашими демонами. А потом она получила роль Кристины в «Эмигрантах».
Это увело ее в дальние края. Когда она уезжала, мы уже все знали. Одиночество, если оно
добровольное, можно переносить. Я. пустил корни, выработал педантичный порядок:
рано вставал, гулял, работал, читал. В пять часов приходила соседка,
готовила обед, мыла посуду и уходила. В семь я вновь был один. Появился
повод разобрать всю машину и проверить детали. Я был недоволен своими
последними фильмами и постановками, но недовольство это возникало задним
числом. Пока шла работа, я защищал и себя и свои творения от разрушительной
самокритики. И только потом был в состоянии правильно оценить недостатки и
слабые места. |