Обеих женщин разыскали — после
окончания съемок они отправились отдохнуть в Югославию вместе с законными
супругами. Сезон в Драматене закончился, я
наконец-то завершил работу над сценарием и встретился с актрисами — и
довольными и напуганными поставленной перед ними задачей. На пресс-конференции настойчиво
дали о себе знать нарушения вестибулярного аппарата. На уговоры репортеров
сфотографироваться вместе с дамами под какой-нибудь березкой мне, конечно,
следовало бы ответить отказом — я не мог пошевелиться. На снимке изображены
три бледные, несколько испуганные фигуры, все почему-то повернувшие головы
влево. Увидев этот снимок, Чель Греде прокомментировал: «Старая дива прогуливает
своих борзых». Определили день начала съемок,
выбрали место — Форё. Сделать выбор не составило труда: Форё с давних пор был
моей тайной любовью. Вообще-то, удивительно. Я вырос в Даларна, ландшафт
этого края, его реки, горы, леса, вересковые 183 пустоши глубоко укоренились в
моем сознании. И все-таки — Форё. Дело было так: в 1960 году мне
предстояло снимать фильм «Как в зеркале» о четырех людях, попавших на остров. В
первой же сцене они появляются из сумеречного бурного моря. Мне почему-то
захотелось снимать на Оркнейских островах, хотя я никогда там не был.
Производственное начальство, ломая руки от предстоящих расходов, выделило в
мое распоряжение вертолет, чтобы я быстренько смог изучить шведское
побережье. Осмотр еще больше укрепил мою решимость провести съемки на
Оркнейских островах. Доведенное до отчаяния руководство предложило Форё.
Остров напоминает Оркнейские острова, зато намного дешевле. Практичнее.
Доступнее. Чтобы покончить со всеми спорами,
мы отправились штормовым апрельским днем на Готланд — скоренько осмотреть
Форё и принять окончательное решение насчет Оркнейских островов. Ветхое
такси, встретив нас в Висбю, доставило сквозь снег и дождь к парому. Вдоволь
накачавшись на волнах, мы оказались на Форё и, громыхая, потащились по
скользким извилистым дорогам вдоль побережья. В фильме есть кадр: выброшенный
на берег остов корабля. Мы обогнули скалу и увидели его, остов русского
рыболовного судна, точно с том виде, в какой я его изобразил. Старый дом
должен был стоять в небольшом саду со старыми яблонями. Мы нашли сад, дом
можно построить. Нужен был каменистый берег. Мы нашли каменистый берег,
тянувшийся в бесконечность. Наконец, такси добралось до
причудливых скальных уступов на северной оконечности острова. Сгибаясь под
шквальным ветром, мы со слезами на глазах рассматривали этих
таинственных идолов, устремивших свои тяжелые лбы навстречу прибою и
темнеющему горизонту. |