Теперь второй вопрос: «Жива ли
еще Памина?» Музыка превращает незамысловатые слова в вопрос вопросов: жива ил
Любовь? Существует ли Любовь? Ответ нерешителен, но дает надежду благодаря
странному делению имени: «Па-ми-на еще жива!» Здесь речь уже идет не об имени
привлекательной женщины, это слово — символ любви: Па-ми-на еще жива! Любовь
есть. В человеческом мире существует любовь! В «Часе волка» камера
панорамирует на демонов, получивших благодаря власти музыки несколько
мгновений отдыха, и останавливается на лице Лив Ульман. Двойное
объяснение в любви, нежное, но безнадежное. Спустя несколько лет я предложил
Шведскому радио поставить «Волшебную флейту». Предложение было
воспринято с сомнением и растерянностью. Если бы не властное
вмешательство и энтузиазм Магнуса Энхёрнинга, фильм никогда бы не появился
на свет. * Памина
еще жива (нем.). 192 За свою профессиональную жизнь я
сделал очень немного музыкально-драматических постановок. По весьма досадной
причине: моя любовь к музыке практически безответна. Я страдаю полнейшей
неспособностью запомнить или воспроизвести мелодию. Узнаю мгновенно, но с
трудом вспоминаю откуда и не могу ни напеть ее, ни просвистеть. Для меня
выучить более или менее наизусть музыкальное произведение — точно гору свернуть.
День за днем сижу я с магнитофоном и партитурой — иногда эта неспособность
парализует меня, иногда кажется нелепой. В этой ожесточенной борьбе есть,
быть может, один положительный момент — я вынужден до бесконечности
просиживать над произведением и потому успеваю основательно вслушаться
в каждый такт, каждый удар пульса, каждый миг. Мое творение рождается из музыки.
Я не способен идти другим путем, мешает этот мой физический недостаток. Кэби Ларетеи любила театр, я
любил музыку. Своим браком мы взаимно разрушили эту наивную и
спонтанно-эмоциональную любовь. На одном концерте я повернулся к Кэби,
преисполненный счастья сопереживания, она скептически взглянула на меня:
«Неужели тебе это действительно
понравилось?» В театре происходила та же чертовщина — ей
нравилось, мне нет, или наоборот. Теперь, став просто хорошими
друзьями, мы вернулись к своим дилетантским оценкам. Однако не буду отрицать,
что за годы жизни с Кэби я приобрел немалые познания в области музыки. Особенно неизгладимое впечатление
произвела на меня учительница Кэби (у всех музыкантов есть учительницы) — своей
педагогической гениальностью и удивительной судьбой. *
* * Андреа Корелли происходила из
состоятельной аристократической туринской семьи, воспитывалась, по обычаю
того времени, в монастырском пансионате и, получив основательное
классическое и языковое образование, поступила в Римскую музыкальную
академию, где считалась многообещающей пианисткой. Андреа была привязана к
семье, глубоко религиозна и жила под надежной защитой условностей
итальянской крупной буржуазии. |